Как сказал Вице-министр Амрин:
«Внедряется так называемая сервисная модель администрирования, сокращается налоговая отчетность, уменьшается контроль над добропорядочными налогоплательщиками».
ПЕРВОЕ – СОКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В Послании народу Казахстана от 02.09.2024 Глава государства поручил сократить налоговые платежи.
«Мы исключаем платежи, где нет значимой фискальной отдачи, некоторые платежи будут объединены»,
- сообщил Амрин. Их количество сократится более чем на 20%. Вместо 12 налогов будет 11.
Предлагается перенести единый земельный налог в индивидуальный подоходный налог для крестьянских и фермерских хозяйств.
2 платы из 10 предлагается к исключению: плата за размещение рекламы и плата за пользование лицензиями на отдельные виды деятельности.
3 платы предполагается объединить: за пользование водными ресурсами, пользование лесными ресурсами и пользование животным миром – в единую плату за использование природных ресурсов. Количество ставок в этих платах будет сокращено на 77.
Предлагается сократить 6 видов сборов, по ним будут исключены 34 вида ставок. Также исключается 5 видов госпошлин, внутри будет сокращена 51 ставка по госпошлинам.
ВТОРОЕ – ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Главой государства поручено сократить налоговые льготы более чем на 20%.
«В налоговом кодексе 729 пункта, имеющих признаки льгот. После анализа у нас 453 нормы на сумму 3,4 трлн тенге определены как льготы, 276 позиций были признаны не льготами».
Вице-министр рассказал:
«Почему не льготы? Почему убрали? Например, нулевая ставка НДС на экспорт - это природа НДС. Метод стороны назначения. Или, например, перенос убытков. Это результат хозяйственной деятельности. И если был убыток, то он перекрывается прибылью. И таких моментов много. А в сумме эти 276 позиций дали нам 6,1 трлн тенге. Из 453 позиций льгот предлагается отменить 128 налоговых льгот на сумму более 1,3 трлн тенге».
По 29 льготам на сумму более 400 млрд тенге будут ограничены сроки действия. Будут регламентированы процедуры предоставления, анализа и мониторинга налоговых льгот, а также их обязательное отражение в налоговой отчетности.
«Для сведения скажу, что в рамках нового Бюджетного кодекса будет проводиться анализ налоговых расходов. Там будет полный анализ эффективности предоставляемых льгот. Для этого мы отменили налоговую тайну на налоговую льготу. То есть если налогоплательщик применят льготу, налоговая тайна на него не распространяется. Государство, парламент имеют право смотреть эффективность предоставленных льгот».
Азамат Амрин сообщил, что «предложен порог по сумме льгот в размере 10% от ВВП». В случае превышения данного порога льготы предоставляться не будут.
ТРЕТЬЕ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВКИ КПН
Амрин сообщил, что предлагается повышенная ставка КПН в размере 25% для банков и игорного бизнеса. При этом если банки кредитуют реальный сектор, то по таким доходам будет применяться ставка в 20%. Ставка КПН в 10% предлагается для отечественных товаропроизводителей, а также для финансового лизинга и социальной сферы. Для сельхозтоваропроизводителей ставка на уровне 3% сохранена.
ЧЕТВЕРТОЕ – РЕФОРМИРОВАНИЕ СНР
Специальные налоговые режимы будут сокращены с 8 до 3.
Первый новый льготный режим для самозанятых, где ставка ИПН обнулена. Предельный доход — не более 15 млн тенге в год. В месяц это 1 250 000 тенге. Регистрация в качестве ИП не требуется. Ставка 4% от оборота. Из них 2% — ОПВ, 1% — ОСМС, 1% — СО.
Второй: СНР на основе упрощенной декларации. Предел по обороту — 2,2 млрд тенге в год. Будет запретительный список видов деятельности для применения данного СНР. Количество работников не будет ограничиваться. А также налогоплательщики, применяющие данный режим, не будут являться плательщиками НДС. Ставка в 4% для операций В2С с правом маслихатов понижать и увеличивать ставку до 50%, а также ставка 12% для операций В2В.
Третий режим: предлагается сохранить СНР для крестьянских и фермерских хозяйств, как есть. Только вместо единого земельного налога будет уплачиваться ИПН. Для данного режима дополнительно предлагается ввести земельный налог по неэффективно используемым землям в 40-кратном размере от базовой ставки. Ранее он был 20-кратный.
ПЯТОЕ – СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
Предлагаются инвестиционные налоговые преференции при приобретении или строительстве зданий, сооружений, машин, оборудования, программного обеспечения. Также аналогичный вычет предполагается по расходам на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт.
Для стимулирования инвестиций в науку предлагается «супервычет» в размере 300% по расходам на финансирование науки. Для переработки сырья также будут предоставлены стимулы в виде отсрочке НДС на импорт.
ШЕСТОЕ – НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Для нивелирования рисков в случае неуспешной геологоразведки предлагается разрешить применение вычетов по расходам на разведку в рамках других действующих контрактов или по внеконтрактной деятельности.
Для добычи полезных ископаемых из состава техногенных минеральных образований предлагается установление пониженных ставок НДПИ.
«Для истощающихся, зрелых месторождений предлагается предоставление права уплаты альтернативного налога на недропользование вместо ряда других налогов: НДПИ, НСП, платеж по возмещению исторических затрат. Экономия должна идти не в карман недропользователя, а должна быть направлена только на инвестиции для сохранения и увеличения нефтедобычи и на социально-экономическое развитие региона».
СЕДЬМОЕ – НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В новом Налоговом кодексе предусмотрена норма по освобождению от индивидуального подоходного налога пенсионных выплат из ЕНПФ. Будет снижена сумма налога для автомобилей старше 10 лет на 30%, старше 20 лет — на 50%.
Предлагается повышенное налогообложение предметов роскоши: дорогостоящие имущество, автомобили, алкогольная и табачная продукция, летательные аппараты.
«Вводится коэффициент роскоши при определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Будет предоставлено право маслихатам увеличивать стоимость для налогообложения до 50%»,
— поделился Азамат Амрин.По результатам состоявшегося обсуждения будет проведена работа по включению поправок в проект Налогового кодекса в рамках работы в Парламенте.