Учёт

Основные принципы борьбы с коррупцией

12108
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" дает следующее определение коррупции – это, не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ". Один из основных приоритетов государственной политики - борьба с коррупцией. Коррупция оказывает наиболее негативное влияние на имидж органов налоговой службы, подрывает доверие налогоплательщиков, угрожает развитию рыночной экономики государства, наносит вред экономической и национальной безопасности.
К основным принципам борьбы с коррупцией относятся следующие:
1. Равенство всех перед законом и судом.
Соблюдение и реализация этого принципа очень важны в борьбе с коррупцией. К сожалению, нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, для других нет. Отдельные судьи, государственные служащие, работники правоохранительных органов также подвержены коррупции.
Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан - освещение коррупционных процессов в СМИ, в т.ч. присутствие на судебных процессах представителей СМИ, общественности; подача обращений в прокуратуру, в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и в другие правоохранительные органы.
2. Обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней.
В настоящее время в соответствии с Государственной программой по борьбе с коррупцией на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года, до 2008 года осуществляются меры по обеспечению информационной прозрачности принятия решений государственными органами, оптимизации разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, а также реформирования системы государственных закупок на основе перехода к системе электронных форм государственных закупок.
Особое место в программе уделяется процессам вовлечения в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества, формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства. Предусмотрено введение эффективного механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создание системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, передача отдельных разрешительных функций институтам гражданского общества, внедрение мер по максимальному сокращению наличного оборота денежных средств и противодействию легализации денежных средств, полученных противозаконным путем.
Министерством юстиции РК разработан и внесен в парламент законопроект "О лоббировании", закрепляющий правовое регулирование процессов лоббирования законопроектов и предотвращение конфликта интересов должностных лиц при исполнении ими функциональных обязанностей.
3. Совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц.
Государственной программой предусмотрено осуществление четкой правовой регламентации форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения.
Согласно закону, перечисленные принципы должны признавать и обеспечивать:
- допустимость ограничения прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан;
- восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;
- личную безопасность граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;
- недопустимость делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею.
В органах налоговой службы на постоянной основе ведется работа по борьбе с коррупцией, создана Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики, принята Хартия налогоплательщика РК. Минимизируются контакты работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем внедрения электронных налоговых услуг, созданы терминалы для просмотра исполнения заявлений налогоплательщиков, также современные Центры приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.
На постоянной основе через средства массовой информации налогоплательщики информируются по вопросам налогообложения, проводятся семинары, на которых освещаются проблемные вопросы, связанные с налогообложением.
В налоговых органах распространяются памятки, буклеты, что снижает низкий уровень налоговой культуры налогоплательщиков, так как не осознание принципов налогообложения, обязательств по уплате налогов как долга перед государством являются одним из факторов, подталкивающих к взяткодательству.
Однако победить такое зло, как коррупция, невозможно лишь усилиями государственных и правоохранительных органов, необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества и, безусловно, со средствами массовой информации.
В завершение хотелось бы отметить, что наряду с вышеуказанным комплексом превентивных мер по устранению условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений и преступлений, каждый сотрудник налогового органа и других государственных органов обязан не только выполнять все требования законодательных и других нормативно-правовых актов РК, регламентирующих деятельность государственных органов, но и самостоятельно принимать необходимые меры по исключению возможности их провоцирования на те или иные противоправные действия.


Главный специалист
НУ по Алматинскому району г.Астана Жабаева А.О
Отдел налогового аудита физических лиц.