Учёт

Предсказуемость налогов, сервисное правительство - что обсуждают депутаты для построения Нового Казахстана

1697
Жаркая дискуссия о налоговой политике развернулась на заседании парламентской фракции партии AMANAT в мажилисе. Для построения Нового Казахстана депутаты обсуждают предсказуемость налогов и сервисное правительство. При общей, казалось бы, цели - построить сильную экономику с развитым МСБ - взгляды на то, какими способами можно достигнуть этой цели, у всех оказались разными, сообщает Учет.kz.

Глава партии и руководитель фракции, председатель Мажилиса Ерлан Кошанов напомнил, что Президентом страны была поставлена четкая задача - справедливая и предсказуемая налоговая система. И предсказуемость не подразумевает резких решений по изменению ставок тех или иных налогов. Стабильность ставок должна быть закреплена на определенный среднесрочный период, не менее трех лет. 

При этом сам процесс налогообложения уже должен быть основан на сервисной модели, когда все начисления и выплаты осуществляются в проактивном формате. 

«Мы слышим о ней уже несколько лет, но результат все еще не достигнут. Стабильность, прозрачность, простота налогообложения, прежде всего на основе цифровых технологий, и клиентоориентированность налоговых органов - вот к чему мы должны стремиться», - констатировал Кошанов. 


Председатель НПП «Атамекен» Раимбек Баталов также убежден:

«Необходимо, чтобы налоговая политика обеспечивала стабильность и прозрачность условий налогообложения, простоту исполнения налоговых обязательств с использованием цифровых технологий», - заявил он. 


Баталов предложил проанализировать налоговое законодательство и выявить ограничения, которые негативно влияют и на работу бизнеса, и на деятельность налоговых органов. А до принятия Концепции налоговой политики страны в действующем законодательстве нужно оптимизировать специальные налоговые режимы для МСБ, ввести стимулы для перехода из категории малого бизнеса в средний. 

Мажилисмен Аманжан Жамалов обратил внимание на постоянные корректировки налогового законодательства. Только в действующий Налоговый кодекс, принятый в 2017 году, внесено свыше 700 поправок. При этом поправки носят точечный характер, тогда как сама модель налоговой системы осталась прежней с 2008-2009 годов. 

Депутат уверен, что необходимо на среднесрочную перспективу (3-5 лет) сохранить действующие ставки основных налогов. Возможно, и в самом Налоговом кодексе закрепить положение о том, что новые ставки вступают в действие спустя три года после принятия. Нынешние же ежегодные дискуссии о возможном пересмотре ставок НДС и КПН не идут на пользу экономической стабильности, поскольку заставляют «беспокоиться бизнес и инвесторов». 

Беспокойства добавляют и разрозненные сегодня неналоговые обязательные платежи и их ставки. В их числе - ставки выплат в Фонд медстрахования, пенсионные взносы и так далее. Их необходимо также фиксировать в Налоговом кодексе, что даст определенность и понимание для бизнес-сообщества. 

Выступавший на заседании заместитель Премьер-Министра - Министр финансов Ерулан Жамаубаев также поддерживает стабильность. Поэтому, рассказал он, правительством уже выработаны основные подходы о поэтапном увеличении базовой ставки НДС, снижении минимального оборота для постановки на учет в качестве плательщика НДС, ставки КПН, введении прогрессивной шкалы ИПН и реформирования специальных налоговых режимов. Размеры ставок и сроки внедрения названы при этом не были. 

Глава группы компаний Учет.kz, председатель регионального совета НПП «Атамекен» по Алматы Максим Барышев также убежден, что предсказуемость налоговой политики и прозрачность в принятии решений должны стать основой для работы правительства в этом вопросе, и в конечном итоге именно такие подходы приведут к росту экономики страны и улучшению наполняемости бюджета. 

«Все госорганы должны быть нацелены на развитие предпринимательства Казахстана.  Цель - рост и развитие предпринимателей и, как следствие, увеличение суммы налогов, а не штрафов. Решение здесь только одно - это внедрение сервисной модели взаимодействия государства с предпринимателями, при которой у государства появляется роль производителя услуг для обеспечения нужд предпринимателей и снизятся издержки бизнеса при взаимодействии с государством», - говорит он.


При таком подходе сотрудник государственного органа, например, Комитета государственных доходов, будет не просто чиновником, а сервис-менеджером, помогающим предпринимателю в решении его вопросов. При этом упростится система налогообложения, снизится количество налогов и сборов. Как прямое следствие этого - бизнес выйдет из тени и увеличится сумма собираемых налогов. Развитие таких цифровых сервисов, как электронный документооборот и автоматическое онлайн-декларирование, приведет к снижению издержек государства при налоговом администрировании. 


«Предприниматели и бухгалтеры меньше времени тратят на документооборот,  разного вида отчеты и споры с госорганами и больше – на развитие . Государство значительно экономит на сборе и своде данных из разных госструктур. Именно при сервисном подходе государство становится удобным для людей и бизнеса, а экономика - сильнее и стабильнее», - убежден Барышев. 


Он предлагает обратиться к международному опыту стран «догоняющего развития экономики», заимствовав оттуда лучшие практики. Тем более что эффективные модели представлены сегодня, можно сказать, «в ассортименте»: есть успешный опыт развития и диверсификации экономики, выхода на стадии устойчивого роста экономик Японии, Германии, Сингапура, Южной Кореи, Китая.

Например, успех Сингапура. Там низкие налоги и государственные расходы, полная экономическая свобода в сочетании с торжеством закона позволили в короткие исторические сроки догнать и перегнать развитые страны по ВВП на душу населения, уровню и качеству образования, прикладной науке, венчурному бизнесу. Успех принесла грамотная и последовательная стратегия развития страны. И базой реализации этой стратегии развития, ее движущей силой явился человеческий капитал высокого уровня и качества.

«Мы можем заимствовать эти практики, выбрать из них лучшее и перенести их на нашу реальность, - уверен Барышев. - Тем более в основе всех моделей заложено ключевое: должна быть создана комфортная среда для развития бизнеса, правила должны быть понятны и предсказуемы, а государство выступает партнером, а не карателем для предпринимателя».