Учёт

О ценах в Казахстане. Кто должен регулировать ценник, государство или бизнес?

3200
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин в своем посте в Facebook ответил на критику бизнес-омбудсмена Рустама Журсунова в отношении чрезвычайного вмешательства антимонопольного органа в деятельность предпринимателей, сообщает Учет.kz. 

Напомним, Рустам Журсунов в своем посте озвучил следующее:

«В мой адрес поступают обращения предпринимателей относительно чрезмерного вмешательства в их деятельность антимонопольного органа. Отмечу, объектом внимания со стороны антимонопольного ведомства является рост цен на 19 позиций социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). В борьбе с ростом цен на СЗПТ в отношении розничных сетей применяются жесткие точечные меры. Можно сказать, мы не извлекли уроков из прошлого. В конце 80-х из-за регулирования цен полки магазинов опустели, наблюдалась социально-экономическая разруха. Сегодня на дворе рыночная экономика, цены должен регулировать сам рынок».


Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин не оставил без внимания детали поста, на что ответил «относительно тезиса о том, что «на дворе рыночная экономика и цены должен регулировать сам рынок»:

«Положения классической экономической теории Адама Смита о существовании «невидимой руки» рынка и совершенной конкуренции сегодня уступили место современной теории, которая говорит не только о возможности, но и необходимости определенного влияния государства на рынке. Во многом это связано с «провалами» рынков в результате запрещенной законом монополистической деятельности отдельных субъектов рынка и вызванными этими действиями отрицательными экстерналиями (эффектами), влияющими, прежде всего, на потребителей страны. В этой связи деятельность антимонопольного органа прежде всего направлена на защиту прав населения страны».



Серик Жумангарин заверил,что Агентство по защите и развитию конкуренции не является ценовым регулятором. Виды госрегулирования цен субъектов предпринимательства (всего 14) определены ст.116 Предпринимательского кодекса, где цены на СЗПТ регулируются государством, причем правом регулирования и утверждения предельных цен обладают местные исполнительные органы.

«В основе работы антимонопольного органа, прежде всего, лежит экономический анализ рынка. Когда мы выходим на рынок СЗПТ, то в первую очередь анализируем его на предмет наличия признаков согласованных антиконкурентных действий (сговора). Сговор – это серьезное нарушение конкурентного законодательства. И для того, чтобы действия бизнеса трактовались по категории антиконкурентных согласованных действий, в совокупности должны иметь место несколько условий», - прокомментировал Жумангарин. 

Это:
  1. Действия субъекта рынка должны ограничивать конкуренцию; 
  2. Результаты этих действий должны отвечать интересам каждого субъекта рынка, подозреваемого в сговоре; 
  3. Информация о ценах предпринимателя должна быть размещена в публичном доступе. 
Самое главное - совокупная доля субъектов рынка на соответствующем товарном рынке должна составлять 35 и более процентов. При этом минимальная доля субъекта рынка должна быть не менее 5%. Все это выявляется в рамках экономического анализа.

«Для подобных расчетов у нас есть специальная методика анализа состояния конкуренции на товарном рынке. И без предварительного анализа уведомления субъектам рынка не направляются», - добавил он.


Серик Жумангарин поставил под сомнение объективность заявления, относительно чрезмерного вмешательства антимонопольного органа в деятельность предпринимателей, с акцентом на торговые сети.
 
За январь-апрель рост цен на продовольственные товары в целом по республике составил 4,2%, только в январе-феврале цены росли +0,4% еженедельно. В разрезе товаров яйца выросли в цене на 11,6%, сахар на 7,6%, подсолнечное масло на 9,9%, гречка на 4%. Как показывает практика, снижаться цены уже не будут. Негативные последствия роста цен заключаются в том, что размываются меры госполитики, направленные на повышение благосостояния граждан, включающие рост зарплат, пенсий, социальных пособий. 

Агентство по защите и развитию конкуренции РК реагировало на это следующим образом: территориальными подразделениями Агентства проведено свыше 50 встреч с субъектами рынка, действующими на рынке СЗПТ. В марте была проведена встреча с Альянсом ассоциаций агропромышленного комплекса, на которой Альянс выдвинул ряд предложений, в том числе по недопущению необоснованного роста цен на социально значимые продукты.  

В результате проведенной работы за 4 месяца антимонопольным органом выдано 48 уведомлений производителям и оптовым поставщикам яиц, подсолнечного масла, сахара, гречневой крупы, молочной продукции, мяса кур, макарон (рожки) по признакам антиконкурентных согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением. Из них уже исполнено 39.

«Что такое уведомление? Это институт «мягкого права». Мы находим признаки антиконкурентных действий, в том числе ценового сговора, но при этом не выходим на расследование, не наказываем предпринимателей, а информируем субъекта рынка о необходимости перевести свою деятельность в проконкурентное поле. Кроме того, на сегодня с субъектами рынка СЗПТ заключено 77 актов антимонопольного комплаенса, подписав которые предприниматели добровольно заявили о своем проконкурентном поведении. Из этого большого объема работы до расследований доведено всего 7 случаев (менее 5%), из них только два – по торговым сетям. Из этих двух одно уже завершено без фактов нарушения законодательства. О каком чрезмерном вмешательстве в их деятельность можно говорить?», - сказал Серик Жумангарин.



К сожалению, практика работы антимонопольных органов во всем мире показывает, что определенная часть бизнеса всегда склонна к заключению антиконкурентных соглашений. В этой связи, задача АЗРК – принятие действенных мер противодействия подобной практике. Для тех, кто не понимает инструментов "мягкого права", начинает действовать точечно жесткое право и в этом случае последствия для нарушителей незавидные.