Учёт

Истинную идею Профессионального совета по аудиторской деятельности разъяснили в Палате аудиторов РК

2179

В соответствии с проведенной реформой аудита Казахстана в 2020 году были приняты изменения и дополнения в законодательство РК об аудиторской деятельности, которые предусматривают создание не имеющей членства некоммерческой организации - Профессионального совета по аудиторской деятельности (далее – ПСАД), сообщает Учет.kz

Как рассказал Председатель Совета ПАО « Палата аудиторов РК», Член Правления ПСАД Сапар Хайсаханович Кошкимбаев, «цель данных поправок – улучшение качества аудита и создание честной конкуренции на рынке аудиторских услуг и, как следствие, повышение доверия общества и восстановление престижа профессии аудитора. Однако, к сожалению, не все наши коллеги оказались готовы к работе в новых условиях, что привело к появлению целого ряда необоснованных критических статей, где часто в качестве аргументов использовались либо искаженное трактование норм законодательства, либо откровенные домыслы».



«В частности, хотелось бы развеять некоторые мифы, описанные в статьях руководителя ПАО «Коллегия аудиторов» Нурсеитова Д. Э. и его коллег, высказавших свое мнение по действующему законодательству «Об аудиторской деятельности в РК». Учитывая, что некорректные выводы могли быть сделаны не по злому умыслу, а из-за недопонимания или неверной оценки изменений законодательства, мне хотелось бы еще раз рассказать, с чего все начиналось и как готовились поправки, какова их концепция и в чем положительное изменение для аудиторов, бизнеса и всего общества Республики Казахстан», - сказал Председатель Совета ПАО «Палата аудиторов РК».


Касательно идеи создания Профессионального совета

Концепция создания ПСАД не является чьей-либо персональной идеей и не преследует каких-либо частных интересов. ПСАД - это структура, ставшая естественным следствием для решения проблем, возникших в связи с необходимостью развития и повышения качества процессов в аудиторской отрасли.

Первые предложения создания единой структуры в аудиторской сфере стали появляться не с 2014 года, как указывается в статьях, а гораздо раньше, начиная с 2010 года, когда представители Евросоюза пригласили аудиторов Казахстана на заседание руководителей профессиональных аудиторских организаций, которое проходило в Республике Польша, отметив, что казахстанское профессиональное сообщество является более продвинутым в сравнении с другими странами постсоветского пространства.

Ими было отмечено, что страны Евросоюза смогут принимать отчеты аудиторов Казахстана только при условии, что в состав Комитета по контролю качества профессиональных аудиторских организаций (далее - ПАО) будут включены представители государственных уполномоченных органов и пользователи аудиторских услуг. (Важно отметить, что указанное было задолго до того, как г-н Бекетаев Р. Б. стал Вице-министром финансов РК, а Бектурова А. Т. - Директором ДМБУА Министерства финансов РК, и, соответственно, они не могли являться «идеологами или лоббистами» ПСАД, как это утверждают в статьях).

Данное нововведение в значительной мере повысило бы статус аудиторов Казахстана, роль ПАО, а также инвестиционную привлекательность нашего государства и способствовало прозрачности работы аудиторов, что в свою очередь стало бы инструментом повышения доверия бизнеса и общества к работе аудиторов.

Палата аудиторов РК - единственный в Центрально-Азиатском регионе и странах ЕАЭС полноправный член Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с 1999 г., - профессиональное объединение, представляющее наиболее крупные аудиторские организации Казахстана - стала рассматривать идею формирования единой аудиторской организации, в которой в равной степени принимали бы участие помимо аудиторов представители уполномоченных государственных органов и пользователи аудиторских услуг.

В 2012 году Палатой аудиторов РК по рекомендации Международной федерации бухгалтеров (IFAC) была разработана «Дорожная карта дальнейшего развития аудиторского дела в Казахстане», в которой Палата аудиторов РК запланировала изучение различных концепций для дальнейшего развития аудита в РК в период с 2012–2017 гг.

В 2016 году по результатам Казахстанско-Польского бизнес-форума Казахстан начал изучать польский опыт развития малого и среднего предпринимательства. В частности, очень эффективной, прозрачной и доступной оказалась концепция организации аудиторской отрасли Польши, где в Правлении профессиональной аудиторской организации принимают участие представители аудита, государственной службы и бизнеса в равном количестве голосов и компетенции. Данная концепция основана на опыте и Законе Республики Польша, разработанном в соответствии и с прямым участием представителей Евросоюза.

Палатой аудиторов РК при содействии коллег из Международного аудиторского сообщества была тщательно изучена польская модель развития малого и среднего бизнеса по освоению перспективных рынков на 2013-2016 гг., а также модель аудиторской деятельности, существующая в Польше в виде Единой национальной аудиторской организации. Концепция показалась привлекательной и отвечала всем основным требованиям решения проблем аудиторского сообщества в Казахстане. Таким образом, применение основ и положительной практики в казахстанских реалиях обрело видимые позитивные перспективы.

В чем суть системы сдержек и противовесов ПСАД?

Главной сутью указанной нами польской модели является «принцип сдержек и противовесов», когда:

  1. Одна треть представителей является профессионалами – аудиторами;
  2. Одна треть - пользователями нашей работы;
  3. Одна треть – представителями уполномоченных государственных органов.

Примечательным является и тот факт, что польская модель учитывала рекомендации Международной федерации бухгалтеров (IFAC), директив Евросоюза и ведущих международных сертификационных систем в сфере бухгалтерского учета и аудита, основанных на принципах:

  1. Риск-ориентированного подхода к оценке качества аудита;
  2. Системы сдержек и противовесов между государством, обществом (бизнес-сообществом) и аудиторской отраслью;
  3. Равного представительства всех аудиторских организаций;
  4. Повышения уровня ответственности аудитора и качества работ;
  5. Прозрачности всех процессов в аудиторской сфере экзаменации на присвоение звания «аудитор», внешнего контроля качества и повышения квалификации;
  6. Устранения коррупции и четкого следования требованиям законодательства и Международных стандартов аудита;
  7. Равного участия всех аудиторских организаций в работе и функционировании Профессионального совета.

При таком представительстве в ПСАД профессия аудитора будет работать не только на себя, но и на интересы государства, а самое главное - на интересы общества.

Кроме того, при равном представительстве ни одна из сторон не сможет навязать свою «идеологию». Будет создана возможность обсуждения идей, предложений, будет создана возможность лучше «услышать» друг друга, общаясь и обращаясь напрямую к другим представителям, когда каждый представитель занимает важное, но не главное место в принятии решений, не говоря уже о прозрачности принятия таких решений и контроле за ними.

Кстати, модель единого формирования в аудиторской сфере существует не только в Польше, но и во многих странах. Пример из ближнего зарубежья – Российская Федерация, где ранее существовало порядка десятка профессиональных организаций, но путем принятия нормативных правил и законов действует единая саморегулируемая организация аудиторов - ассоциация «Содружество».

Конечно, рассматривались и другие модели создания единой Профессиональной организации, к примеру, СРО, что также встретило сопротивление со стороны иных профессиональных организаций. Во всех случаях соотношение представителей в Профсовете было бы тем же самым (1/3 – представители уполномоченных государственных органов, 1/3 – представители аудиторских организаций, 1/3 – пользователи), так как равное участие профессионалов, потребителей и государственных органов является важным фактором при обсуждении различных моделей нового подхода в управлении и организации аудиторской отрасли.

Были проведены десятки круглых столов на площадке НПП РК "Атамекен", Ассоциации финансистов Казахстана, Общественного совета Министерства финансов РК, международных организаций и форумов в области аудита и бухгалтерского учета; проведены научно-практические конференции с участием представителей профессиональных организаций, и концепция данного закона была поддержана на этих мероприятиях большинством представителей различных организаций.

Тем не менее указанное выше предложение и концепция Единой организации долгое время не двигались и не трогались с места. Только в 2019 году, после неоднократных обращений к депутатам Парламента РК, в ходе которых была представлена полная информация, подкрепленная доводами, Министерство финансов РК согласилось с доводами и аргументами в пользу создания ПСАД, хотя изначально им не поддерживалась данная концепция.

Какими были доводы в пользу ПСАД?

В предыдущей системе аудиторской деятельности существовали значительные неразрешимые проблемы. Среди самых важных – отсутствие прозрачности, демпинг, низкое качество услуг, семейственность, негативная «коммерциализация» процессов подготовки кандидатов в аудиторы и, как следствие, аномально высокий процент сдачи экзаменов на получение квалификационных свидетельств «аудитор», а также «облегченное прохождение» контроля качества.

Только за последние два с половиной года деятельности до принятия изменений в законодательство Квалификационными комиссиями других профессиональных организаций было выдано квалификационных свидетельств «аудитор» в совокупности больше чем за предыдущие двадцать лет!


«К примеру, Квалификационная комиссия ПАО «Ассоциация аудиторских организаций и аудиторов Казахстана» выдала 326 свидетельств, «Лига аудиторов» - 287, «Институт аудиторских организаций и аудиторов» - 253 и т. д. Другими словами, мы столкнулись с ситуацией, когда наш профессиональный рынок заполонили «профессионалы» очень сомнительного качества и в очень большом количестве, и проблемы, описанные выше, обострились до крайности. Сдача экзаменов в большинстве случаев происходила одномоментно, то есть все 5 экзаменов сдавались кандидатами за одну сессию, что свидетельствует о крайне низком уровне экзаменационных модулей».


Очевидно, что за 30 лет развития аудиторской профессии в Казахстане есть определенная практика, и эта практика свидетельствует о том, что кандидаты в аудиторы, обладающие определенным опытом работы и практическими знаниями, сдают экзамены в течение нескольких лет, в основном по одному-два экзамена за сессию.

В вышеуказанных случаях молодые специалисты без опыта работы успешно сдавали все экзамены в течение нескольких дней. Более того, известны случаи, когда кандидаты сдавали экзамены целыми семьями, а отдельным удачливым аудиторам удавалось сдавать экзамены за одну сессию во вновь созданных их прямыми родственниками Квалификационных комиссиях, причем в числе первых.

Конечно, можно было бы допустить, что молодые кандидаты были очень грамотными. Однако когда количество подобных случаев стало чрезмерно расти, высокий процент успешной сдачи всех экзаменов кандидатами определенных ПАО стал вызывать серьезные сомнения касательно честной их сдачи и подозрения в продаже квалификационного свидетельства. В пользу таких сомнений свидетельствует и порочная практика фактического отсутствия архива и хранения экзаменационной документации: личных дел, протоколов экзаменов и экзаменационных работ. Очевидно, что уничтожение вышеуказанных документов больше похоже на уничтожение улик и никак не способствует повышению доверия ни к экзаменаторам, ни к экзаменуемым.

Таким образом, к сожалению, к 2020 году аудиторы Казахстана потеряли возможность поддерживать свой уровень грамотности и качества отчетов.

Такие «профессионалы» впоследствии влились в ряды членов ПАО, давшим им «путевку в жизнь», и комитеты по контролю качества таких ПАО, осознавая уровень своих «выпускников», просто не могли признать качество выполняемой ими работы неудовлетворительной, таким образом, круг замкнулся.

Очевидно, что этот порочный круг необходимо было разорвать, и инструментом для этой тяжелой работы и стал ПСАД.

Выше мы приводили количество выданных квалификационных свидетельств, и если сопоставить все описанные факты, становится объяснимым то яростное сопротивление внесенным в законодательство изменениям, которое мы наблюдаем. Очевидно, что создание единой квалификационной комиссии и единого комитета по контролю качества выведет из зоны комфорта большое количество членов нашего профессионального сообщества.

«Облегченное прохождение» внешнего контроля качества.

Внешний контроль качества в Палате аудиторов РК осуществляется в строгом соответствии с Международными стандартами контроля качества Международной федерации бухгалтеров, что было неоднократно подтверждено международными специалистами. На сегодняшний день существующая система по проверке аудиторской деятельности Палаты аудиторов является одной из самых требовательных. Мы знакомы с ситуацией, когда аудиторские организации, не сумев успешно пройти внешний контроль качества в Палате аудиторов РК (получив оценки 3 или 2 из 5 возможных), выходили из членства Палаты аудиторов РК и после вступления в другие ПАО проходили там ВКК, получив хорошую оценку, необходимую для их компании (4 или 5). На такие действия аудиторские компании идут исключительно для получения доступа в реестры фондовых бирж, которые, не имея своего ВКК, принимают заключения от ПАО. Аналогичная ситуация и с оказанием аудиторами обязательного аудита, где требуется высокая оценка качества.

Данное обстоятельство привело к ситуации, когда отдельные аудиторские организации, выставляя свое коммерческое предложение для участия в тендерах, не основываются на необходимых расходах, связанных с оказанием услуг (привлечение специалистов, содержание штата сотрудников, затраты на техническое обеспечение, прохождение повышения квалификации, содержание отдельного специалиста по внутреннему контролю и ряда других вопросов, требуемых международными стандартами). Естественно, что ценовое предложение таких «специалистов» гораздо привлекательнее, чем у добропорядочных аудиторских компаний. В итоге страдает общество, получая некачественный аудит, а аудиторы сталкиваются с колоссальным демпингом в отрасли.

Таким образом, мы имели прямую «девальвацию» и откровенную дискредитацию звания «аудитор РК», где на рынок были допущены непрофессионалы и дилетанты и создавались условия для ухудшения качества аудиторской деятельности. Данные тенденции ярко свидетельствовали, что аудиторская сфера в стране нуждалась в скорейших действенных изменениях.

Возвращаясь к процессу принятия закона…

Обсуждения изменений в законопроект «Об аудиторской деятельности» продолжались вплоть до февраля 2020 г., когда депутатской группой в составе Карагусовой Г. Д., Оксикбаева О. Н., Яковлевой Т. И. и других был инициирован законопроект «О создании ПСАД». Законопроект был рассмотрен представительной Рабочей группой при участии депутатов Парламента РК, представителей ряда государственных органов, общественных и финансовых республиканских организаций, а также всех ПАО.

Рабочая группа предоставила равные возможности к представлению идей и мнений, предложений и их обсуждению, дискуссии и конструктивной полемике для внесения предложений в указанный законопроект всем сторонами и участникам, в том числе и всем ПАО.

В итоге после долгих обсуждений в Мажилисе и Сенате Парламента РК поправки к закону были приняты и подписаны Президентом РК.

Для реализации данного закона Министерство финансов РК организовало две встречи с целью создания единого Профсовета всеми ПАО. Однако после распространения слухов о том, что ПСАД может быть создан каждой ПАО в отдельности, т. е., по сути, «свой» профсовет, Коллегия аудиторов первой создала свой профсовет и назвала его «Профсовет Коллегии аудиторов», и на втором заседании об этом было объявлено представителями соответствующей ПАО.

После получения данной информации Палата аудиторов РК была готова делегировать своих представителей в «Профсовет Коллегии аудиторов», поскольку мы придерживались и придерживаемся мнения, что неважно, кто организовал Профсовет, главное, чтобы он был создан в соответствии с законодательством РК и принципом прозрачности.

Для того чтобы проверить данное соответствие, нами был запрошен Устав профсовета Коллегии аудиторов. Однако запрашиваемый Устав нам предоставлен не был. Подобный отказ, насколько нам известно, получили также и Министерство финансов РК, и другие организации. Считаем справедливым и законным право знать, куда и зачем мы делегируем своих представителей, т. к. нельзя вступить в организацию, про которую ничего не известно. В этом вопросе должна быть прозрачность.

После отказа Коллегии представить Устав Палата аудиторов была вынуждена инициировать процедуру регистрации ПСАД (начатую Палатой аудиторов, как и всеми другими ПАО), которая бы учитывала равные интересы представителей всех сторон – ПАО, государства и прочих организаций, где главными принципами были бы прозрачность и равноправие.

В процессе создания ПСАД Палата аудиторов неоднократно проводила встречи и обсуждения с представителями Казахстанской фондовой биржей (KASE), Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА), Учебно-методическим объединением Республиканского учебно-методического совета (УМО РУМС), согласовывая с ними кандидатуры их представителей, будущую деятельность и видение процесса формирования.

Когда у Палаты были готовы проекты Устава ПСАД, предварительный список кандидатов от вышеперечисленных организаций, которые в соответствии с законодательством РК являются заинтересованными сторонами и должны быть в составе ПСАД для объективной, прозрачной работы в интересах общества и профессии, тогда мы обратились к Министерству финансов РК, представив перечень делегированных кандидатов и Устав ПСАД. В ответ Министерство финансов РК согласилось делегировать своего представителя в организуемый ПСАД.

Палата аудиторов РК также направляла приглашения и всем другим ПАО в виде официальных писем об их равноправном участии в ПСАД. Однако на сегодняшний день кроме ПАО «Союз аудиторов Казахстана» иные ПАО не выразили желания вступить в ПСАД и делегировать своего представителя в Правление.

Позднее нам удалось ознакомиться с Уставом Коллегии аудиторов, предоставленным Министерством финансов РК. Оказалось, что данный Устав был разработан по большей части в интересах самой Коллегии, предоставляя ей особый статус и права учредителя.

Например, в Уставе профсовета Коллегии аудиторов имеются такие пункты:

  • Согласно пункту 20 Устава Профсовета Коллегии аудиторов (далее – Устава) текущее руководство деятельностью Профсовета и ведение дел осуществляет директор (исполнительного органа), избранный учредителем Профсовета. В своей деятельности директор подотчетен учредителю, то есть Коллегии аудиторов. То есть остальные организации не имеют никакого отношения к деятельности директора Профсовета, руководящего организацией.
  • Согласно пункту 37 Устава получается так, что исполнительный орган данного Профсовета обладает правом запрета на исполнение всех решений, принятых Правлением Профсовета и его комитетов.

Таким образом, этот исполнительный орган имеет право запрета решений высшего органа – Правления.

  • Согласно пункту 40 Устава заседания Профсовета не будут являться действительными без присутствия учредителя – Коллегии аудиторов.
То есть даже если все остальные члены правления собрались на заседании, при отсутствии Коллегии аудиторов заседание будет признано недействительным.

  • Согласно пункту 44 учредитель имеет также полномочия решать все вопросы, связанные с деятельностью Профсовета.
  • Согласно пункту 45 решение о реорганизации Профсовета может быть принято учредителем по собственной инициативе и т. д.

Прочитав такие пункты, мы прекрасно понимаем, что такой Профсовет становится организацией, действующей в интересах только Коллегии аудиторов.

Все остальные члены Правления, согласно Уставу профсовета Коллегии аудиторов, профессиональные аудиторские организации, Министерство финансов и др., остаются в стороне и не могут решать вопросы.

Коллегия аудиторов подготовила данный Устав, не дожидаясь конца обсуждений, организованных Минфином РК, утвердив в этом документе свои исключительные права и интересы. И когда у них это не получилось, они стали писать жалобы, давать интервью, статьи и т. д.

Целью данной деятельности является привлечение внимания широкой аудитории, не погруженной в аудит и его специфику, основываясь на домыслах и досужих аргументах, т. е. банальный популизм с дальнейшими разбирательствами в суде и попытками оказания давления на суд.

Также осуществляются некорректные высказывания в отношении некоторых лиц, в частности в отношении г-на Оксикбаева О. Н.

Так, к примеру, руководитель Коллегии аудиторов говорил, что Омархан Нуртаевич был делегирован в Комитет по контролю качества ПСАД и что в данном комитете он будет получать «один миллион тенге» в качестве заработной платы и в качестве «смотрящего за аудитом в Казахстане». Что является неправдой и частными домыслами, тем более что в ПСАД должность члена комитета осуществляется на общественных началах и не предполагает никакой оплаты.

Заработная плата в ПСАД предусмотрена только для привлекаемых контролеров, которые не являются членами комитета внешнего контроля качества ПСАД, а являются наемными сотрудниками и могут получать заработную плату за проделанную работу в рамках договора.

Кроме того, утверждается, что Оксикбаев О. Н. будет выносить решение по контролю качества аудиторских организаций, что, опять же, является ложной информацией, так как члены комитета не выставляют оценки по контролю качества, а решения принимаются коллегиально всеми членами комитета.

Данная компетенция относится исключительно к Правлению ПСАД, в состав которого Оксикбаев О. Н. или какие-либо иные члены Комитета внешнего контроля качества не входят.

Далее указывается, что Оксикбаев О. Н. и Бейсембаев М. Т. не имеют опыта работы в аудиторской сфере или профильного образования.

Сообщаем для сведения:

Оксикбаев Омархан Нуртаевич работал в Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов КазССР и одним из первых из СССР ездил на стажировку по аудиту во Францию. Он несколько лет руководил Счетным комитетом РК и участвовал в разработке первого закона об аудиторской деятельности.

Что касается упоминаемого в статьях Бейсембаева М. Т., которому якобы «в благодарность готовят место в комиссии по аттестации кандидатов в аудиторы», сообщаем, что Бейсембаева М. Т. в составе комитетов и/или правления ПСАД нет. Как и нет персоны Нигматулина Арына, не имеющего какого-либо отношения к ПСАД или проведенной реформе аудита в 2020 г., квалификационное свидетельство которому было выдано в январе 2017 г. за подписью Некрыловой Г. В., члена ПАО «Содружество аудиторов Республики Казахстан» и руководителя исполнительно-коллегиального органа Профессионального совета по аудиторской деятельности CQS, учрежденного ПАО «Содружество аудиторов Республики Казахстан».

Заключение

Резюмируя, скажем, что ПСАД создан для повышения качества аудиторской деятельности в Казахстане, для восстановления доверия общества к аудиторскому делу, для повышения авторитета казахстанского профессионального сообщества, для улучшения контроля и прозрачности аудиторских услуг.

Создание ПСАД – первый этап в реформировании аудита, пересмотре его статуса, направленности на усиление экономической безопасности, борьбе с теневым капиталом и ПОД/ФТ и повышением инвестиционной привлекательности нашего государства.

Для достижения указанных целей нашему обществу необходимо создать действенный механизм самоконтроля и саморазвития аудита и получить в ближайшее время на аудиторском рынке проверенных, надежных, ответственных и самодостаточных специалистов, отчеты которых будут признаваться на международной арене.

Важно отметить, что проведенная реформа в 2020 г. и создание ПСАД не препятствуют осуществлению деятельности ПАО по их основным направлениям деятельности: внешнему контролю качества, повышению квалификации членов и иных компетенций.

Участие в ПСАД является законным правом каждого ПАО. ПСАД выступает профессиональной площадкой, где ПАО на основе равных прав и представительства участвуют в контроле, анализе и дальнейшем развитии аудиторской отрасли. Данные цели будут достигаться посредством решений, принимаемых большинством голосов представителей всех сторон аудиторского сообщества.

Палата аудиторов РК продолжает призывать профессиональные организации к совместному участию в деятельности ПСАД. Членство в Правлении является равным, открытым и гарантированным для всех ПАО.

Критика и предложения для развития аудиторской отрасли нами приветствуется. Но именно критика, а не домыслы и критиканство.