Учёт

Налоговый контроль за соблюдением порядка применения ККМ и последствия допущенных нарушении

7700

В соответствии ст. 652 Налогового Кодекса РК налоговые органы осуществляют контроль над соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин, и используют данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти контрольно-кассовых машин (ККМ), при проведении налоговых проверок по исполнению налогоплательщиком налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

За нарушение установленного порядка применения ККМ применяются административные меры в соответствии ст. 215 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РК).

При этом, нарушение установленного налоговым законодательством Республики Казахстан порядка применения контрольно-кассовых машин - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и должностных лиц в размере 15 месячных расчетных показателей (МРП).

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административных взысканий, предусмотренных выше - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и должностных лиц в размере 30 МРП.

Порядок применения контрольно-кассовых машин предусмотрен главой 90 Налогового Кодекса РК (статьями 644-652).

Рассмотрим детально, что является нарушением порядка применения ККМ, за которые налагаются штрафные санкции:

  1. отсутствие постановки на учет ККМ в налоговом органе до начала деятельности, связанной наличными расчетами, является нарушением требования пп.1 п. 4 ст. 645 Налогового Кодекса РК;
  2. не осуществление выдачи чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную наличными за товар, услуги и работы, за исключением уплаты через торговые автоматы (нарушение пп.2 п.4 ст. 645 Налогового Кодекса РК);
  3. не исполнение налогоплательщиком обязанности подачи в налоговый орган налогового заявления для внесения изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины в течение пяти рабочих дней с момента возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины (ст. 647 Налогового Кодекса РК);
  4. не обеспечение доступа должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине (пп.3 п.4 ст.645 Налогового кодекса РК);
  5. нарушение форм и требования к содержанию контрольного чека, а именно не отражение в чеке:
    • наименование налогоплательщика;
    • идентификационный номер;
    • заводской номер контрольно-кассовой машины;
    • регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;
    • порядковый номер чека;
    • дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки;
    • фискальный признак (п.3 ст.649Налогового кодекса);
  1. при технической неисправности ККМ если:

· не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 649 данного Кодекса, печатаются не полностью;

· отсутствует возможность получить данные фискальной памяти;

· отсутствует или повреждена пломба налогового органа;

· отсутствует маркировка завода-изготовителя (п.6 ст.650 Налогового кодекса) ;

  1. не соответствие показания отчета (Х отчета) о текущем состоянии кассы, к сумме наличных денег в кассе, на момент снятия отчета с учетом сумм приема и выдачи наличных денег, не связанных с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отраженных в книге учета наличных денег (п.4 ст.650 Налогового кодекса);
  2. не предоставление заявления в течение трех рабочих дней с момента возникновения неисправности ККМ, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа. С указанием в заявлении номера, даты выдачи регистрационной карточки ККМ и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность. Предоставление заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности (п.5 ст.650 Налогового кодекса);
  3. не предоставление ККМ в налоговый орган для установки пломбы после устранения технической неисправности. При этом срок предоставления не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания, но не более пятнадцати рабочих дней со дня выдачи разрешения налогового органа на нарушение целостности пломбы.(п.5 ст.650 Налогового кодекса);
  4. не предоставление налогового заявления в течение пяти рабочих дней, в случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи). При этом, одновременно с налоговым заявлением предоставляется ( п.8 ст.650 Налогового кодекса):

· пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков.

· контрольно-кассовая машина с установленной пломбой налогового органа для снятия фискального отчета;

· паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины.

· пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа использованные книги учета наличных денег и товарных чеков;

· регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.

  1. не соответствие модели контрольно-кассовой машины техническим требованиям включения в Государственный Реестр ККМ (ст.651 Налогового кодекса).

Кроме того, согласно ст. 648 подается налоговое заявление с представлением ККМ и документов указанных в пункте 10 данного материала в следующих случаях:

1) прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег;

2) изменения места использования контрольно-кассовой машины или места нахождения налогоплательщика, использующего контрольно-кассовую машину в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации контрольно-кассовой машины в другом налоговом органе;

3) невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью контрольно-кассовой машины;

4) исключения контрольно-кассовой машины из государственного реестра;

5) в иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан.

Согласно пп.4 п. 1 ст. 650 Налогового Кодекса РК при завершении смены ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации ККМ (продавец) выполняет процедуру "конец смены" путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.

Сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, должны храниться налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения.

Для контрольно-кассовых машин, за исключением использующихся в торговых автоматах, период смены не должен превышать двадцать четыре часа.

Для контрольно-кассовых машин, которыми оснащены торговые автоматы, период смены определяется налогоплательщиком и не должен превышать один календарный месяц.

Следует отметить, если ККМ на начало дня включен, хотя реализации товаров и оборота наличных денег не было, необходимо провести закрытие смены.

Согласно п. 8 ст. 646 Налогового Кодекса РК регистрационная карточка контрольно-кассовой машины выдается налогоплательщику при постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговых органах, хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию налоговых органов.

 Налоговый департамент по СКО