26 июня 2019 года Первый заместитель Премьер-Министра РК - Министр финансов РК А.Смаилов выступил на отчетной встрече с населением. Предлагаем для ознакомления основные тезисы относительно налогового контроля.
Налоговое администрирование
Одной из основных задач в данном направлении является создание национальной системы прослеживаемости товаров.
Цель - защита от контрафактной продукции и сокращение объема теневого оборота.
Основой документальной прослеживаемости является ИС «Электронные счета-фактуры» (ИС ЭСФ).
На сегодняшний день в ИС ЭСФ зарегистрировано более 330 тыс. пользователей (ЮЛ - 206,7 тыс., ИП - 137,5 тыс.), в том числе все плательщики НДС, которыми уже выписано свыше 238 млн ЭСФ.
С 1 апреля 2018 года в эксплуатацию внедрен модуль ЭСФ «Виртуальный склад», который позволяет в автоматическом режиме отслеживать процесс движения товара.
В части физической прослеживаемости ведутся работы по маркировке товаров. Пилотный проект по меховым изделиям привел к росту налогов в 1,4 раза. Сейчас проводится пилот по табачным изделиям.
Сегодня мы уже видим положительный эффект от цифровизации в виде сокращения налоговых проверок на 9% и увеличения поступлений в доходную часть бюджета почти на 20%.
Кроме того, с 1 января текущего года начата работа по налоговой амнистии для МСБ.
Порядка 90 тысяч налогоплательщиков подлежат амнистии. Из них амнистией уже воспользовались 42%.
В случае уплаты основного долга в размере 210 млрд тенге, у вышеуказанных налогоплательщиков будут списаны пени на сумму 123 млрд тенге и штрафы на сумму 7,3 млрд тенге.
Система управления рисками
В рамках совершенствования Системы управления рисками внедрено категорирование налогоплательщиков по уровням риска: высокая, средняя и низкая.
Для налогоплательщиков с низкой степенью риска (порядка 520 тыс.) будет предоставлена возможность продления сроков представления отчетности и освобождения от принудительных мер взыскания.
К налогоплательщикам со средней степенью риска (более 1 млн) применяются стандартные меры администрирования.
Налогоплательщики с высокой степенью риска (140 тыс.) не вправе пользоваться возможностями по продлению сроков или приостановлению представления отчетности, электронной постановки на учет по НДС, а также не смогут прекратить деятельность в упрощенном порядке.
В рамках повышения прозрачности администрирования НДС проработан новый метод с использованием Контрольного счета НДС посредством технологии блокчейн.
Внедрение системы осуществляется на добровольной основе с 1 января 2019 года и уже открыто 43 контрольных счета НДС.
По 3 пилотным налогоплательщикам проведен возврат НДС из бюджета в общей сумме 48 млн тенге в течение 15 дней вместо 55.
Целью проекта является сокращение времени возврата НДС до одного дня.
Одной из ключевых мер по борьбе с теневой экономикой является применение контрольно-кассовых машин (ККМ) с передачей данных в онлайн-режиме.
С 2020 года все предприниматели должны пользоваться онлайн-ККМ (на сегодняшний день подключено более 300 тыс. онлайн-ККМ).
Министерство планирует внести изменения в законодательство в части усиления общественного контроля по налоговым правонарушениям, наделения нотариусов функцией по контролю уплаты налогов при оформлении сделок с недвижимостью, а также ужесточения ответственности за правонарушения налогового законодательства.
Будет завершен пилот по маркировке табачной продукции и расширена маркировка на алкогольную продукцию, обувь и лекарственные средства.
Маркировке будут подлежать только те товары, у которых вероятнее всего риски теневого оборота и причинения вреда здоровью населения.
Также важной задачей является внедрение электронного кошелька налогоплательщика для упрощения механизма оплаты налогов.
НДС на импорт
Поступление НДС на импорт из третьих стран в 2018 году выросло по сравнению с 2017 годом на 12,4% и составило 579 млрд тенге.
Объем импорта из третьих стран составил 19,3 млрд долл. США, с ростом на 2,3 млрд долл. США.
Около 30 % поступлений товаров, импортируемых из третьих стран, составляют товары китайского происхождения.
При этом расхождения по зеркальной таможенной статистике с КНР в 2018 году составили 5,9 млрд долл. США, удельный вес расхождений - 53%.
Данная проблема имеет место на протяжении ряда лет.
В связи с этим недавно между Комитетом государственных доходов МФ РК и Главным Таможенным управлением КНР подписаны соответствующие Протоколы.
Одной из приоритетных задач данного двухстороннего сотрудничества является снижение уровня расхождений данных по таможенной статистике.