Учёт

Минфин подготовил Законопроект, предусматривающий финансовый мониторинг консультантов, лизингодателей, бухгалтерских организаций, риэлторов

2870

Первый заместитель Премьер-Министра - Министра финансов Смаилов А.А. представил депутатам проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Законопроект).

Необходимость разработки Законопроекта вызвана подготовкой Республики Казахстан ко второму раунду взаимной оценки Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которую наша страна должна пройти в 2021 – 2022 годах. 

Закрепление ряда новых стандартов, не имплементированных в национальное законодательство в настоящий момент, а также устранение на законодательном уровне замечаний ЕАГ, полученных в результате предыдущего раунда оценок, являются залогом успешного прохождения взаимной оценки.

 

Представленный Законопроект преследует следующие цели:

во-первых, внедрение международных стандартов и дальнейшее совершенствование национальной системы в сфере финансового мониторинга. 

Предлагаются изменения в процедуры финансового мониторинга, такие как надлежащая проверка клиента, проведение внутреннего контроля и направление сообщения о подозрительной операции.


Уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении субъектов финансового мониторинга, у которых отсутствует государственный орган-регулятор (5 субъектов фин.мониторинга: 1) независимые юридические консультанты; 2) лизингодатели без лицензии; 3) бухгалтерские организации; 4) риэлторы; 5) реализаторы драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий).


С целью устранения бланкетных норм пересмотрены составы административных правонарушений субъектов финансового мониторинга, уменьшены санкции на основе анализа рисков.

Регламентируются процедуры международного взаимодействия для уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в том числе по розыску и возврату преступных активов.

В целях реализации международных стандартов в законопроект включены новеллы, связанные с защитой некоммерческого сектора от использования его в целях финансирования терроризма. Требования будут распространяться на благотворительные организации и религиозные объединения, обращающиеся за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями.

Учитывая важность вопросов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, предлагается создать Межведомственный совет, на котором будут вырабатываться меры, направленные на снижение рисков отмывания денег и финансирования терроризма, и рассматриваться результаты реализации мер.

во-вторых, создание механизмов реализации Резолюций Совета Безопасности ООН.

В национальное законодательство имплементируются механизмы целевых финансовых санкций, относящихся к финансированию терроризма (ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ);

в-третьих, совершенствование антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.

В рамках законопроекта (Комитетом национальной безопасности) разработан блок поправок, направленный на повышение эффективности антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (УТО), посредством отраслевого подхода.

Данный подход нацелен на выстраивание систем безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении, в привязке к потенциальным террористическим угрозам для таких объектов и их специфике.

Поправками предусматриваются:

-уточнение компетенции Правительства и центральных государственных органов в сфере организации защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении;

-оптимизация практических мер по их защите, реализуемых собственниками и руководителями;

-обеспечение прозрачности проверок за состоянием антитеррористической защищенности объектов УТО. 

Министерство финансов РК