Учёт

Мажилисмен против пилотных проектов Минфина

1765
Депутат Мажилиса Парламента  Республики Казахстан, член Фракции партии «Nur Otan» А. Жамалов выступил против пилотных проектов Минфина, сообщает Учет.kz

Об этом он написал в своем депутатском запросе Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Глава государства поставил перед Правительством сложную, но очень важную и вполне конкретную задачу принять меры по увеличению доходов бюджета. Речь шла о развитии малого бизнеса, увеличении инвестиций и расширении налоговой базы.

Как оказалось, в Министерстве финансов по-своему, причём довольно оригинально, понимают поручения Президента. Ссылаясь на то, что оно выполняет установки Послания Главы государства народу Казахстана, Министерство финансов предложило отменить мораторий на проверки малого бизнеса.

Вместо того, чтобы заняться реальным улучшением, в первую очередь эффективной цифровизацией администрирования, налоговые органы видимо хотят, как говорится, «кошмарить» бизнес… У казахов про это говорят «шаш ал десе бас алады». И это не первая попытка Министерства финансов под видом усовершенствования ужесточить администрирование.

Пользуясь статьей 68 Налогового кодекса, Министерство «наплодило» целую кучу пилотных проектов. На сегодня их принято уже 8 и еще 2 пилотных проекта проходят стадию согласования. Все они предъявляют всё новые и новые требования к налогоплательщикам и накладывают на них дополнительную нагрузку.

  • К примеру, пилотный проект по администрированию НДС с использованием информационной системы «Электронные счета-фактуры» вводит новый способ исполнения уведомления по камеральному контролю. И норма нацелена не на поставщика, к которому у КГД есть претензии, а на взыскание налогов с конечного получателя товара, который вообще не имеет отношения к данному процессу.
  • Далее, пилот по внедрению СНТ запрещает относить на вычеты стоимость товара при расчете КПН и НДС методом зачета, если в СНТ указаны неполные сведения.
  • Пилотный проект по администрированию импорта из Евразийского экономического союза позволяет КГД приостанавливать расходные операции при проведении камеральной таможенной проверки.
  • А пилотный проект о дистанционном мониторинге - это вообще полный беспредел. Он предполагает доначислять налоги без налоговой проверки на основе мотивированного решения налоговых органов. А как показывает практика любое мотивированное решение госоргана сопряжено с коррупцией.

Особенно большие возмущения бизнеса вызывают пилотные проекты по маркировке табачных изделий, алкогольных напитков и молочных изделий. Они дублируют систему Электронные счета-фактуры и приводят к прямому удорожанию товаров и дополнительным затратам предпринимателей.

Эффективность данных пилотных проектов до сегодняшнего дня не подтверждена. Все это не упрощает и не разгружает, а наоборот ухудшает положение бизнеса. И бизнес активно просит об пересмотре подходов и отмене этих пилотных проектов.

Все эти пилотные проекты вводятся самостоятельным приказом Министра финансов. Почему так происходит? Почему не проводится обсуждение необходимости данных пилотных проектов с бизнесом?

Если Министерство финансов ждёт от этих пилотных проектов увеличения собираемости налогов, то я хочу сказать, что все действия Минфина в последнее время в отношении малого и среднего бизнеса образно говоря – это рыбная ловля там, где рыба давно уже не водится.

Идея пилотных проектов заключалась в апробировании новых цифровых инструментов и механизмов налогового администрирования. Однако на деле они дали возможность КГД по-своему интерпретировать налоговые нормы и обязательства в обход Налогового кодекса.

Вообще, создаётся впечатление, что Министерство финансов подменяет реальные цели и задачи, поставленные Президентом своими формальными целями.  При этом государственные задачи фактически превращаются в бюрократические формы издевательства над бизнесом. 

Исходя из вышеизложенного прошу:
  • представить подробную информацию о ходе реализации и эффективности пилотных проектов;
  • остановить внедрение новых пилотных проектов;
  • ограничить количество одновременно проводимых пилотных проектов. Новые пилотные проекты не должны внедряться, если реализация других еще не завершена;
  • представить предложения по улучшению Налогового кодекса, которые разработаны по результатам реализуемых пилотных проектов.