Учёт

МАЖИЛИС ОДОБРИЛ ОБЪЯВЛЕННЫЕ ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА СРОЧНЫМ НАЛОГОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ

3378
Астана, 14 октября, Дом Мажилиса. На пленарном заседании под председательством Урала Мухамеджанова Мажилис одобрил объявленный Главой государства срочным законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».

С докладом по нему выступил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов: «Данный законопроект разработан в целях обеспечения финансовых потребностей государства и дальнейшей реализации принципов налогообложения.

Законопроект можно условно  разделить на два блока:

Первый - изменение ставок налогообложения и условий налогообложения

Второй - изменения, направленные на уточнение отдельных положений, связанные с практикой применения

Первый блок предусматривает четыре вопроса.

Первый вопрос. В соответствии с действующим законодательством ставка  налога, начиная с 2010 года, подлежит снижению до 17,5 %, а с 2011 года – до 15 %. Вместе с тем, законопроект предусматривает продление в 2010-2012 годах действующей ставки по корпоративному подоходному налогу на уровне 2009 года в размере 20 %. Это необходимо для реализации социально значимых программ на 2010-2012 годы.

Данная мера позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет в 2010 году в размере 83,7 млрд. тенге, в 2011 году – 200, 6 млрд. тенге, в 2012 году–219,7 млрд. тенге. Эти поступления учтены в  проекте  Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете  на 2010-2012 годы».

Второй вопрос. При разработке Налогового кодекса предусматривалось увеличение налоговой нагрузки с 2009 года на сырьевой сектор и сохранение ее в последующем. При этом уровень налоговой нагрузки для недропользователей регулировался ставками КПН и НДПИ. То есть снижение ставки КПН компенсировалось увеличением ставок НДПИ.

Соответственно с продлением действия ставки 20% по корпоративному подоходному налогу на 2010-2012 годы, действие ставок налога на добычу полезных ископаемых, действующих в 2009 году, продлевается на 2010-2012 годы.

Третий вопрос. В связи с лицензированием деятельности в сфере товарных бирж в соответствии с ЗРК «О товарных биржах» законопроектом  предусматривается введение ставок лицензионного сбора, например  для товарной биржи в размере 10 МРП.

Четвертый вопрос. В целях поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с кризисом  законопроект предусматривает ряд  изменений.

Увеличен предел доходов, подлежащих исключению из налогооблагаемого дохода участников Великой Отечественной войны, инвалидов 1-3 групп, тружеников тыла, родителей ребенка-инвалида с 45 - кратного минимального размера заработной платы в год до 55-кратного.

Установлен единый предел доходов, необлагаемый индивидуальным подоходным налогом для инвалидов 1, 2 и 3 групп (55 МЗП). Ранее для инвалидов 3 группы необлагаемый предел составлял 27 МЗП.

Также предусмотрено освобождение от налогообложения доходов ребенка-инвалида, если он сам  получает доходы.

                Это  вопросы первого блока.

                Теперь по второму блоку.

                По результатам практического применения Налогового кодекса возникла необходимость уточнения отдельных его положений, детальной регламентации и  приведения в  соответствие с  другими законодательными актами. Предполагаемые изменения и дополнения носят уточняющий характер, и не меняют общей концепции Налогового кодекса.

Первый вопрос этого блока.  Известно,  что в течение года  меняются размеры  минимальной заработной платы и месячного расчетного показателя. К примеру, за последние два года мы уточняем бюджет два раза в год. Соответственно возникли проблемы  при расчете налогов и других платежей в бюджет. В связи с чем законопроект уточняет порядок применения данных показателей.  Такие изменения составляют тридцать процентов от количества изменений в настоящем законопроекте.

Во-вторых. В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков законопроектом предусматривается ряд норм.

Например, продлеваются сроки уплаты налога на транспортные средства для физических лиц до 31 декабря  налогового периода.

                Предоставляется возможность продления сроков представления налоговой отчетности по другим платежам в бюджет, пенсионным взносам и социальным отчислениям (ранее продление срока уплаты предоставлялось только по налогам).

        Уточняется порядок оформления счетов-фактур по договорам поручения.

        Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты товаров, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли.

        Регламентируется аналогично сроку возврата налога и платы срок возврата налоговыми органами государственной пошлины.

        Совершенствуется администрирование и упрощается визуальный контроль за контрольно-кассовыми машинами.

        Предоставляется возможность амортизации полностью несамортизированных активов, введенных в рамках инвестиционных проектов, заключенных до 01.01.2009 г.

        Предусматриваются и другие нормы, направленные на создание благоприятных условий для налогоплательщиков.                      

В - третьих. Предусматривается ряд изменений  по налогообложению недропользователей.

        Законопроектом в целях исключения двойного налогообложения недропользователя, сделавшего коммерческое обнаружение на этой же территории в рамках контракта на разведку, предусматривается, что подписной бонус по контракту на добычу уплачиваться не будет. По таким контрактам будет уплачиваться бонус коммерческого обнаружения.

Уточняется порядок определения сумм квартальных платежей в тех случаях, когда сумма исторических затрат по контрактам установлена в иностранной валюте.

Выработана единая методика определения рыночной цены на биржевые товары. Где предусматривается  перечень международных бирж, единые источники опубликования цен, порядок расчета цен и их конвертация в национальную валюту. Эта методика применяется для исчисления всех специальных платежей недропользователей (рентного налога, НДПИ, подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения).

В целях стимулирования насыщения внутреннего рынка ГСМ, при реализации (передаче) недропользователем объемов сырой нефти третьему лицу для дальнейшей переработки на отечественные НПЗ предусматривается при исчислении НДПИ определять налоговую базу по цене приобретения НПЗ. В таком случае  применяется снижение налога в два раза к установленным ставкам НДПИ (коэффициент 0,5).

        В целях реализации принципа прямого действия предусматривается включение в Налоговый кодекс  методики расчета НСП, которая на сегодняшний день установлена подзаконным актом.

        В - четвертых. В целях упрощения администрирования вносятся поправки уточняющего характера по международному налогообложению, к примеру.

Определяется порядок и сроки предоставления сертификата резидентства при применении международных договоров.

Упрощается порядок определения периода постоянного пребывания физических лиц в Республике Казахстан.

Конкретизируется перечень имущества, доходы от реализации которого подлежат налогообложению с целью соблюдения принципа определенности налогообложения.

Кроме того, Законопроектом вносятся уточняющие поправки в Экологический и Таможенный кодексы Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», «О нотариате», «О рекламе», «О лицензировании» в части приведения в соответствие с нормами Налогового кодекса».

После содоклада депутата Аманжана Жамалова Палата поддержала Комитет Мажилиса по финансам и бюджету, согласившись с его заключением по этому проекту закона, внесенный в Мажилис 1 октября 2009 года постановлением Правительства от 30 сентября 2009 года.

                   И сегодня Мажилис, заслушав доклад первого заместителя КНБ РК Адила Шаяхметова и содоклад члена Комитета по международным делам, обороне и безопасности Ержана Исакулова, одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму». Актуальность поправок, как отмечается в заключении вышеназванного Комитета, обусловлена необходимостью конкретизации и урегулирования некоторых аспектов данного вопроса с учетом возросшей опасности терроризма и масштабностью возникновения террористических угроз, а также совершенствования отдельных норм действующего законодательства Республики Казахстан.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Гражданский процессуальный кодексы, в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также в ряд законов Республики Казахстан.

В Уголовный кодекс Республики Казахстан вносятся дополнения, предусматривающие запрещение освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших террористические преступления, в связи с истечением срока давности.

В Гражданский процессуальный кодекс вносятся поправки, позволяющие судебным органам вынести дополнительное решение об установлении факта изменения террористической или экстремисткой организацией своего наименования на основании представленных материалов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В Кодекс об административных правонарушениях вносятся дополнения, определяющие размеры штрафов, предусмотренные за нарушение правового режима антитеррористической операции, а также уточняющие полномочия должностных лиц Республиканской гвардии и органов национальной безопасности в части составления протоколов об административном правонарушении.

В Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом» вносятся изменения и дополнения, определяющие основы организации противодействия терроризму, полномочия Правительства Республики Казахстан и уполномоченного органа по координации деятельности в сфере противодействия терроризму. Определена компетенция государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму. Обусловлен порядок организации деятельности оперативных штабов для противодействия терроризму, а также полномочия руководителя оперативного штаба при проведении антитеррористической операции.

Законопроектом определяются правовой режим антитеррористической операции, а также меры и временные ограничения, вводимые на период проведения антитеррористической операции. Для повышения оперативности и своевременности реагирования на возникновение угрозы проведения акта терроризма или предотвращения активных действий террористов лицам, участвующим в проведении антитеррористической операции, предоставляется право проведения упрощенного порядка досмотра физических лиц и транспортных средств без участия понятых.

Изменен понятийный аппарат, введены такие новые понятия как «заложник», «правовой режим антитеррористической операции», «профилактика терроризма» и др.

    Министр финансов Болат Жамишев и член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Турарбек Асанов доложили Палате о законопроекте «О ратификации Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития в рамках Антикризисной программы поддержки стран-членов Азиатского Банка Развития». Депутаты одобрили законопроект. В заключении Комитета говорится, что Соглашение о займе между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития в рамках Антикризисной программы поддержки стран-членов Азиатского Банка Развития подписано 14 сентября 2009 года в городе Астане.  Антикризисная программа поддержки Азиатского Банка Развития разработана и утверждена в целях снижения влияния мирового финансового кризиса и поддержки государственных бюджетов стран-членов данного банка. Целью Соглашения является финансирование дефицита республиканского бюджета и реализация антикризисных мер Правительства посредством привлечения займа Азиатского Банка Развития в размере 500 млн. долларов США. Займ предоставляется на пять лет, включая трехлетний льготный период. Средства займа будут выделены в виде единого транша после вступления в силу Соглашения. Мероприятия в рамках привлекаемого займа будут реализованы « период с 2009 по 2010 годы. Обслуживание и погашение привлекаемого займа будет осуществляться Министерством финансов за счет средств, предусматриваемых в Законах Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с финансовыми условиями, установленными в Соглашении.

       В среду Мажилис дал «добро» и законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», о котором депутатам доложили вице-министр юстиции Дулат Кусдавлетов и член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Шалатай Мырзахметов. В целом законопроект направлен на упрощение процедур для начала бизнеса и создания благоприятных условий для его развития в Казахстане. И прежде всего на то, чтобы упростить процедуру регистрации (перерегистрации) новых предприятий для юридических лиц со статусом субъекта малого, среднего и крупного предпринимательства. И кроме того, сократить размер минимального уставного капитала для субъектов малого предпринимательства, создаваемых в форме товарищества с ограниченной ответственностью со ста до десяти размеров месячного расчетного показателя.

Законопроектом вносятся поправки в Законы Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» и «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

В ходе работы над законопроектом депутатами внесен ряд предложений, направленных на дифференциацию сроков регистрации (перерегистрации) юридических лиц в зависимости от их организационно-правовой формы и вида учредительных документов, на основании которого юридическое лицо осуществляет свою деятельность.

И сегодня Мажилис направил для подготовки заключения в Комитет по международным делам, обороне и безопасности правительственный законопроект   «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Объединенными Арабскими Эмиратами об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам».



ХХХ



В связи с поправками Сената в ряд одобренных Мажилисом законопроектов депутаты поддержали предложение Комитета по законодательству  и судебно-правовой реформе об образовании межпалатных согласительных комиссий. Это по таким законопроектам, как: «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судебно-экспертной деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам упрощенного досудебного производства».

Комитет не согласен с изменением в статью 49 Закона РК «О лицензировании», так как предлагаемая редакция нарушает порядок наложения административного взыскания, установленный Кодексом РК об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 52 Кодекса лишение лицензии налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией. Согласно части первой статьи 9 Кодекса меры административно-правового воздействия, налагаемые за совершение административных правонарушений, определяются только настоящим Кодексом.

Согласно статье 45 в предлагаемой Сенатом редакции финансирование судебно-экспертной деятельности по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях будет осуществляться за счет бюджетных средств, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РК.

Комитет не согласен с редакцией Сената по статье 45 законопроекта «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» ввиду того, что не уточняется, какая именно сфера судебно-экспертной деятельности, а также, чья именно деятельность (государственных организаций судебной экспертизы или судебных экспертов, работающих на основе лицензии), будет финансироваться за счет бюджетных средств.

Вместе с тем, содержание судебно-экспертной деятельности включает как производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, так и научные исследования в области судебной экспертизы, научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы и подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.

Казахстанское законодательство не предусматривает судебно-экспертную деятельность по уголовным, гражданским и административным делам. Процессуальные кодексы предусматривают лишь возмещение расходов за производство экспертизы, которая назначена в рамках уголовного, гражданского дела, а также дела об административном правонарушении.

В редакции законопроекта, одобренного Мажилисом, предусматривалось лишь бюджетное финансирование производства судебных экспертиз, а также возмещение оплаты труда судебных экспертов и расходов, понесенных в связи с производством судебной экспертизы по уголовным и гражданским делам. При этом порядок возмещения устанавливается Правительством РК.

Сенатом вводится новое процессуальное лицо – «очевидец». С данной поправкой Комитет тоже не согласен, ибо смысловое содержание понятия «очевидец» не раскрыто. Данная поправка входит в противоречие с пунктом 9 статьи 17 Закона РК «О нормативных правовых актах», который гласит, что при необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл.

Докладывала парламентариям по этим вопросам член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Светлана Бычкова.