Учёт

Максим Барышев о росте стоимости нефти и об инфляции в Казахстане

2023

Повышение цен на нефть в мире, и в это же время, продолжающаяся инфляция в Казахстане - стали самыми обсуждаемыми темами эфира на Business FM. Максим Барышев, основатель группы компаний Учет, председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы высказал свое мнение по этим вопросам.

Ранее Максим Барышев давал прогноз, что стоимость нефти к концу 2021 года подойдет к отметке $100 за баррель.


«Я смотрю график – сейчас все идет хорошо. Стоимость марки Brent $84,14, WTI тоже поднимается - $82,08. Самое низкое значение было в марте 2020 года – это самый разгар пандемии. Стоимость нефти тогда была вообще отрицательной. Платили за то, чтобы забрать нефть с нефтепроводов, с заводов и т.д. Оставлять нефть в трубопроводе нельзя, она может просто встать колом и больше никуда не пойдет», - прокомментировал Максим Барышев.


По логике, тенге должен укрепляться по мере того, как растет стоимость нефти в мире. Ведь, как ни крути, Казахстан – нефтяная страна. Сейчас стоимость нефти примерно такая же, как и в 2018 году. Тогда курс тенге к доллару варьировался от 330 в январе до 370 в декабре. Однако пока изменений не наблюдается: нефть растет, а тенге зафиксировался, и как был при $68-$70 за баррель – 1 доллар 424-425 тенге, так же и сейчас стоит. Почему тенге не укрепляется?


«Все очень просто, это дотируемая валюта, которую поддерживает НацБанк РК. Он ее сдерживал при падении, и точно так же будет сдерживать при росте», - выразил свое мнение бизнесмен.

«Стоимость нефти в мире регулируется фьючерсами, договоренностями рынков. Почему в РК приемлемая стоимость нефти составляет $60, потому что именно такая стоимость заложена в бюджет страны. Вся сумма, которая будет выше этой цены, идет в стабилизационный фонд. В 2020 году из него было изъято порядка 4 триллионов тенге, т.е. 1/3 экономики РК была обеспечена за счет стабилизационного фонда и вливания в экономику пенсионных денег на покупку жилья. Сейчас стабилизационный фонд практически пуст, его необходимо пополнять», - рассказал Максим Барышев.


Также обсуждалась тема инфляции в стране. По словам Максима Барышева, в Казахстане завезенная инфляция. Дополнительным фактором служит рост иностранной валюты.


«Основную инфляцию в Казахстане разгоняет неконтролируемое поступление денежной массы в экономику, при отсутствии производства внутри страны», - считает председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы.


Например, томаты завозят из Турции. Там они стоят 200 тенге, здесь они будут стоить 600 тенге. Такая разница в цене говорит о том, что у нас повышенный спрос на эти томаты, при отсутствии их выращивания внутри страны. Это скоропортящийся товар, его не привезешь издалека, который везут либо фурами по хорошей дороге, либо самолетом. Это, безусловно, влияет на цену. Про подорожании товара в стране производства, к нам он приходит по увеличенной стоимости, плюс расходы на транспортировку. Таким образом, завозя продукцию из-за границы, мы завозим инфляцию.