Учёт

Коррупция в «минусе», когда борьба с ней в «плюсе»

2081

 

Коррупция, как социальное явление продолжает существовать в настоящее время в сферах налоговых отношений и различается лишь масштабам, она в первую очередь оказывает негативное влияние на имидж органов налоговой службы, подрывает доверия налогоплательщиков, угрожает развитию рыночной экономики государства, наносит вред экономической и национальной безопасности.

Снижение уровня коррупции в органах налоговой службы является одной из приоритетных задач.

На сегодня, борьба с коррупцией в органах налоговой службы приняла системный и комплексный характер. Она основана, прежде всего, на выработке мер по реализации Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, в рамках реализации которых, утверждены «Кодекс чести государственных служащих», 26.09.2007 г. № 689 приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан утверждена Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан и Перечень коррупциогенных сфер в налоговых отношениях мер по устранению в них коррупционных проявлениях.

Но, чтобы до конца искоренить такое пагубное явление как коррупция, необходимо проявление ряда комплексных мер.

Во-первых, для достижения наилучших результатов внедрена рейтинговая система оценки деятельности структурных подразделений путем оценки по 24 показателям. Одними из критериев оценки, имеющих высокую приоритетность, являются показатели работы, проводимой налоговым органом по борьбе с коррупцией

Во-вторых, устранение правовых пробелов и значительного количества отсылочных норм в Налоговом Кодексе, наличие которых способствует их неверной трактовке работниками налоговых органов. Как следствие, сотрудники уходят от ответа на запросы налогоплательщиков, что, естественно, способствует росту коррупции.

С 1 января 2009 года введен в действие новый Налоговый кодекс.Среди основных изменений – оптимизация форм налоговой отчетности; унификация и продление сроков представления налоговой отчетности, а также сроков уплаты налогов; детализация и упрощение порядка исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками при реорганизации, ликвидации, прекращении деятельности; оптимизация налоговых проверок; упрощение процедуры регистрации и др. Введено понятие и порядок применения системы управления рисками (СУР), используемой при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок и определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения НДС. Основными целями применения органами налоговой службы СУР являются сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, а также увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения. Предусмотрено извещение органами налоговой службы за тридцать календарных дней до начала проведения плановой комплексной (тематической) проверки налогоплательщика о проведении налоговой проверки, за исключением некоторых случаев. Разработано программное обеспечение автоматизированного отбора налогоплательщиков на проведение налоговой проверки (отчет «Тест-обоснование») в рамках ИС «Комплексный многомерный анализ данных» (ИС OLAP). То есть, теперь выбор объекта проверки не будет зависеть от желания государственного служащего налогового органа, что исключит человеческий фактор

Одним из инструментов повышения качества оказываемых услуг и снижения риска возникновения коррупции можно считать переход Казахстана на стандартизацию и регламентацию государственных услуг. Внедрение стандартов оказания государственных услуг минимизирует возникновение неофициального получения услуги. Налоговым комитетом МФ РК разработаны и утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года за №469 стандарты оказания государственных услуг по 16 налоговым услугам. Стандарты оказания государственных услуг – это документ, предназначенный для потребителя налоговых услуг – налогоплательщика, разъясняющий порядок получения той или иной налоговой услуги. В связи с этим работа районных налоговых управлений г. Астана организована в соответствии с данными Стандартами, и Налоговым департаментом на постоянной основе проводятся проверки соблюдения стандартов налоговыми управлениями.

В-третьих, необходимо сократить до минимума контакты налоговиков с налогоплательщиками путем внедрения стандартов госуслуг, создания и развития современных центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

Одним из рычагов снижения административных барьеров, препятствующих получению услуги и влияющих на создание условий для возникновения коррупции, является исключение контакта налогоплательщика с работниками налоговых органов путем представления налоговой отчетности в электронном виде.

Во всех налоговых управлениях города Астана созданы и функционируют «Терминалы налогоплательщика», где налогоплательщики могут отправить налоговую отчетность в электронном виде и получить необходимую консультационную помощь.

Наблюдается тенденция сокращения представления налоговой отчетности на бумажных носителях за счет увеличения количества ФНО, представленных в электронном виде. Процент налоговой отчетности, представленной в электронном виде, за 2009 год составил 71,2%.

На постоянной основе проводится агитационная работа с налогоплательщиками по привлечению их к представлению налоговой отчетности в электронном виде.

В-четвертых, пожалуй, одним из главных факторов, подталкивающих налогоплательщиков к взяткодательству, является незнание налогового законодательства и уклонение от уплаты налогов.

Низкая налоговая культура предпринимателей и населения является одним из факторов, создающим условия для коррупции. Незнание положений налогового законодательства влечет неосознанное его нарушение и, как следствие, административная ответственность, которую налогоплательщики пытаются избежать, и возникает риск создания условий для коррупционных правонарушений.

В этой связи в Центрах приема и обработки информации размещены информационные стенды для каждой категории налогоплательщиков: стенды для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. На стендах размещена информация о сроках представления налоговой отчетности, сроках уплаты налогов, сроках исполнения документов. Вся информация на двух языках.

Вместе с тем, для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при выдачи свидетельства об индивидуальном предпринимательстве выдается Памятка, в которой содержится исчерпывающаяся информация для налогоплательщиков, применяющих тот или иной режим.

В целях защиты законных прав и интересов граждан, организаций и государства в целом, а также обеспечения доверия у общественности, выявления должностных и коррупционных правонарушений, совершенных сотрудниками налоговой службы, и в случае несоблюдения служебной этики в районном налоговом управлении действует телефон доверия 8 (7172) 77-31-90 и установлен ящик для жалоб и предложений.

В Налоговом департаменте по г. Астана создано Управление ведомственного контроля, одной из функций которого является профилактика коррупции и осуществление мер по устранению условий, способствующих совершению коррупционных и иных правонарушений и соблюдению служебной этики.

Проводимая работа дала свои положительные результаты. Сократилось количество коррупционных правонарушений и преступлений.

Так, если в 2008 году согласно статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам по г. Астана количество коррупционных правонарушений совершенных работниками, НО г. Астана было 5, то в 2009 году было совершено -1, коррупционных преступлений в 2008 году 1, а 2009 году - 0.

Кроме этого в налоговых департаментах действуют Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдению служебной этики, которые являются консультативно-совещательным органом по предупреждению коррупции.

Указанные мероприятия позволят снизить риск коррупционных проявлений.

Таким образом, принимаемые нами меры нацелены на открытость и прозрачность работы налоговых органов, повышение доверия населения к органам государственной власти, повышение имиджа налоговых органов.

 

Главный специалист Управления ведомственного контроля Налогового департамента по г. Астана

Чукалова Рамиля Рафаиловна