Учёт

Какими нормами и законами регулируются права потребителей в заведениях?

2812
XX век ознаменовался переходом от традиционной кухни, приготовленной дома, до кухни из ресторанов, кафе и заведений быстрого питания. С этим пришли и новые затруднения у потребителей. Потребители, придя в заведения, могут столкнуться с различным спектром проблем, сообщает Учет.kz.

Права потребителей в заведениях общепита регулируются, во-первых, Гражданским кодексом Республики Казахстан. Во-вторых, законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

По словам руководителя Департамента по защите прав потребителей Карагандинской области  Кулагиной Алии Кажикеновной, «придя в ресторан, потребитель должен понимать, что, заказывая еду, он заключает договор публичного характера, соглашаясь на условия, которые предоставляет и выдвигает ресторан (например, состав блюда, его цена). И так как вы выступаете заказчиком, то вы вправе требовать надлежащего исполнения блюда, которое вы заказали».

По действующим нормам, которые должны соблюдать рестораны, все меню, а также прейскуранты должны соответствовать определенным требованиям. На них теоретически должны быть отражены способ приготовления, вес, сведения о составе блюд и их калорийность.

Пример из меню: Пицца моцарелла.

В жизни: «Пицца моцарелла, 1590 тенге».

И как должно быть: «Пицца моцарелла, 1590 тенге.

Вес: 320 граммов. 

Состав: картофель рогс-мини, зелень свежая микс, сыр пармезан, соль морская, перец черный, сыр моцарелла, яйцо, сухари панировочные, мука пшеничная, зелень, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок). 

Выход: 138 гр./3 гр./15 гр./1 гр./0,1 гр./10 гр./1 шт./30 гр./40 гр./10 гр./60 гр.».


«Возьмем пример потребителя, который позвонил к нам в Департамент по защите прав потребителей. Потребитель по приходу в кафе заказал морс из клубники, а ему принесли напиток отдельно с клубникой и со смородиной. В данной ситуации потребитель возмущался и требовал вернуть деньги. Ведь с точки зрения закона он прав. Те же самые требования вы можете выдвигать, если заказанное блюдо испорчено», - разъяснила руководитель департамента.


Обратите внимание, что в статье 15 Закона «О защите прав потребителей» перечислены права потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества.

Так, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения недостатков товара.

По выбору покупателя требования могут быть предъявлены к продавцу либо к изготовителю о:

  • возмещении своих расходов на устранение недостатков товара;
  • замене на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Муха в супе, нарушение санитарных норм или явный технический брак в приготовлении блюда - все это вполне обоснованные причины отказа от оплаты или требования замены.

В неблагоприятном случае, если все же произошло отравление в месте общественного питания, Алия Кажикеновна советует первым делом обратиться к врачу и попросить указать в справке, что произошло отравление после посещения ресторана или кафе. После лечения напишите претензию на данное заведение, для того чтобы урегулировать ситуацию без вмешательства суда, и отнесите им, сославшись на статью 16 о праве потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме.

Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.

Если же ответа за этим не последует, то далее вы можете написать заявление в уполномоченные органы, в том числе в территориальный Департамент по защите прав потребителей. После того как вы получите ответ от уполномоченного органа, советуем вам обратиться в суд с целью взыскания потерянных денежных средств.

Потребители могут направлять свои обращения также через единую информационную систему www.e-tutynushy.kz