Учёт

Как проводится контроль подозрительных финансовых операций в рамках ПОД/ФТ

1129
Профессиональные организации бухгалтеров (далее - ПОБ) согласно пп. 6) и 7) п. 9 ст. 21 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» обязаны:
  • требовать соблюдения бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения о нарушении бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В рамках МЕМОРАНДУМА между Агентством Республики Казахстан по финансовому мониторингу и Профессиональными организациями бухгалтеров о сотрудничестве и взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма планируется совместная деятельность в следующих формах:

1) обмен опытом и информацией;
2) координация совместных программ;
3) создание совместных рабочих групп;
4) консультирование;
5) организация встреч, конференций, семинаров.

ПОБ должны:
  • Провести ревизию членов ПОБ;
  • Сверить с данными АФМ.

АФМ должны:

  • Проводить сверку с ПОБ;
  • Совместно проводить встречи по разъяснению требований ПОД/ФТ;
  • Предоставлять консультацию;
  • Доводить до ПОБ актуальную и необходимую информацию.

Субъекты, подконтрольные Агентству - Бухгалтерские организации и профбухгалтера (ИП и ЮЛ, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета), обязаны через

https://websfm-pilot.afmrk.gov.kz/

информировать об операциях, подлежащих финансовому мониторингу. 

Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, документально фиксируются и предоставляются в АФМ субъектами финансового мониторинга электронным способом посредством выделенных каналов связи на казахском или русском языке.

Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, субъектами финансового мониторинга предоставляются в следующие сроки:

  • Пороговые операции - не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения;

    При признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения.

  • Не позднее рабочего дня, следующего за днем признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам, способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, и фиксирования результатов такого признания.

Какие операции подлежат финансовому мониторингу?

  • Пороговые операции от 1 до 100 млн тенге в зависимости от вида операции.

  • Подозрительные операции в рамках утвержденных признаков подозрительной операции.

  • Операции клиента связаны с ОД/ФТ и имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам ОД/ФТ.

Операции с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу

Наименование услуги

Сумма

1

Получение выигрыша в наличной форме по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме;

1 млн тенге

2

Операция относится к совершению ломбардами операций с деньгами, ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и иными ценностями (кроме монет национальной валюты, изготовленных из драгоценных металлов) в наличной или безналичной форме;

3 млн тенге

3

Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца в наличной или безналичной форме;

Купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них в наличной или безналичной форме;

Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в офшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в офшорной зоне, либо операции клиента с деньгами и (или) иным имуществом с указанной категорией лиц в наличной или безналичной форме;

5 млн тенге

4

 Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе, в наличной или безналичной форме;

Сделки с акциями и паями паевых инвестиционных фондов, за исключением операций РЕПО на организованном рынке методом открытых торгов, в наличной или безналичной форме;

7 млн тенге

5

Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, а равно прием от клиента либо выдача клиенту наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым и шестым настоящего подпункта, в наличной форме;

Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев, в наличной или безналичной форме;

Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии в наличной форме;

Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат из Единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов в наличной форме;

Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых операций по сдаче в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений, в наличной форме;

Получение денег по чеку или векселю в наличной форме;

Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты;

10 млн тенге

6

Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга в наличной или безналичной форме;

Сделки с облигациями и государственными ценными бумагами, за исключением операций РЕПО на организованном рынке методом открытых торгов, в наличной или безналичной форме;

Приобретение (продажа) в наличной форме культурных ценностей, ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей;

45 млн тенге

7

Получившим заем по программам финансирования субъектов предпринимательства за счет средств Национального фонда Республики Казахстан в рамках облигационных займов субъектов квазигосударственного сектора;

- к сделке с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество.

50 млн тенге

8

По своему характеру данная операция относится к трансграничному платежу и переводу с банковского счета или на банковский счет клиента денег в безналичной форме;

100 млн тенге

Признаки определения подозрительной операции

Общие признаки

№ кода

1

Клиент зарегистрирован (проживает) либо систематически совершает операции с участием лиц, зарегистрированных (проживающих) в государстве (на территории), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

1035

2

Совершение операций с деньгами и/или иным имуществом с участием благотворительных организаций (фондов) (за исключением операций, связанных с уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, пенсионных и социальных отчислений, членских взносов, коммунальных платежей, страховых премий по договорам обязательного страхования)

1040

3

Операция по получению религиозными объединениями и благотворительными организациями (фондами) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, организаций и граждан

1041

4

Систематические переводы клиентом собственных средств в крупных размерах на банковский счет, открытый в офшорной зоне

1048

6

Проведение операции (сделки) клиентом под руководством третьего лица и/или лиц, присутствующих при операции (сделке)

1050

7

Совершение операций (сделки) лицом, включенным в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма по решению суда (за исключением операций на индивидуальных пенсионных счетах по учету обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов)

1051

10

Поступление на счет клиента крупной суммы денег и последующее обналичивание полученных средств, при этом получатель имел незначительные обороты по операциям и с даты его государственной регистрации прошло менее года

1054

11

Поступление на счет клиента крупных сумм денег, при этом получателем не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет либо имеются задолженности по кредитам банков второго уровня

1055

12

Систематическое зачисление на счет клиента и списание со счета примерно в одном и том же объеме денег, при этом у субъекта финансового мониторинга возникают основания полагать, что данная операция и/или операции связаны с деятельностью финансовой пирамиды

1056

Какие нарушения допускают субъекты финансового мониторинга?

  • Ненаправления пороговых операций;
  • Отсутствие внутренних документов (ПВК);
  • Отсутствие программы обучения сотрудников;
  • Отсутствие проверки клиента (НПК), в том числе мониторинг Перечня ФТ/ПДЛ;
  • Отсутствие выделенного канала связи;
  • Отсутствие рискориентированного подхода (СУР).
За это можно получить штраф по ст. 214 КоАП РК

Нарушения

Штраф (KZT)

Уровень нарушения

1

Отсутствие уведомления

до 459 450

Грубое нарушение

2

По разработке и принятию правил внутреннего контроля и программ его осуществления

до 1 531 500

Грубое нарушение

3

Извещение субъектами финансового мониторинга своих клиентов

до 1 347 720

Грубое нарушение

4

Непредоставление, несвоевременное предоставление информации (СПО/типологии/схемы)

до 1 225 200

Грубое нарушение

5

В части принятия мер по замораживанию операций

до 1 225 200

Грубое нарушение

6

Неприостановление операций клиентов

до 1 225 200

Грубое нарушение

7

Непредоставление, несвоевременное предоставление информации по запросу

до 918 900

Значительное нарушение

8

Непринятие СФМ мер по надлежащей проверке клиентов

до 918 900

Значительное нарушение

9

Неисполнение обязанностей по отказу клиенту в установлении деловых отношений

до 918 900

Значительное нарушение

10

Непредоставление, несвоевременное предоставление информации (ПО)

до 918 900

Значительное нарушение

11

В части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов

до 612 600

Незначительное нарушение

12

Программы подготовки и обучения

до 612 600

Незначительное нарушение


Итого

11 455 620