Учёт

Как присваивают СУР и отбирают для налоговой проверки?

11105

На сегодняшний день в сфере налогообложения введены две системы управления рисками. Первая – это категорирование путем отнесения деятельности НП к категориям низкой, средней, высокой степени риска, и вторая – это оценка степени риска для отбора на налоговую проверку, сообщает Учет.kz

Со стороны налогоплательщиков в отношении этих двух систем поступают многочисленные обращения и возникают дополнительные вопросы, поэтому попробуем разобраться и понять их по отдельности.

По каждой системе остановимся поподробнее.

  1. Категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней, высокой степени риска.

Во-первых, расчеты критериев по данному категорированию закреплены законодательными нормами, то есть утверждены Приказом Министра финансов РК №252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» от 20.02.2018 года, и осуществляется согласно статье 136 Налогового кодекса.

Во-вторых, степень риска рассчитывается по двум видам критериев: открытых – не являющихся конфиденциальной информацией, и закрытых – являющихся конфиденциальной (служебной) информацией. Критерии пересчитываются один раз в полугодие (2 раза в год) по состоянию на 1 января и 1 июля.

По результатам проведенного категорирования информация о присвоенной степени риска размещается на официальном сайте Комитета государственных доходов МФ РК (Электронные сервисы / Помощь бизнесу / Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования) ( http://kgd.gov.kz/ru/services/degree_of_risk). Кроме этого, направляется индивидуально каждому налогоплательщику через web-приложение «Кабинет налогоплательщика» со сведениями по сработавшим отрытым критериям, где указываются значения и баллы. Тогда как результаты по закрытым критериям являются конфиденциальной информацией и обнародованию не подлежат.

Здесь надо обратить внимание, что критерии имеют как отрицательное влияние на степень риска, так и положительное. То есть, если балл с «плюсом», то степень риска увеличивается, и наоборот, балл с «минусом» - степень снижается.

Для правильного понимания Системы управления рисками и применения ее результатов, а также изменения присвоенной степени риска, предлагаем налогоплательщикам некоторые рекомендации:

  • ознакомиться с перечнем открытых критериев и методикой их расчета, изложенной в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года №252;
  • проанализировать расшифровку расчета по сработавшим открытым критериям (показатели, значения, количество баллов), полученную в web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;
  • в случае согласия с результатами, принять во внимание показатели, повлиявшие на степень риска, и учесть их в налоговом учете;
  • в случае несогласия с какими-либо значениями по расчету открытых критериев, направить электронное пояснение через  web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;
  • в случае обоснованности пояснения, представленного налогоплательщиком, критерии будут пересчитаны, и, если данный перерасчет изменит степень риска, налогоплательщику через web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будет направлено соответствующее сообщение.

Одним из распространённых вопросов по категорированию, поступающих от налогоплательщиков, является порядок расчёта коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика и среднеотраслевого КНН (далее – КНН).  

Здесь обращаем внимание, что в категорировании СУР по степеням риска, критерий «Налоговая нагрузка» является базовым показателем, и отклонение определяется от среднеотраслевого значения КНН.

В свою очередь, среднеотраслевое значение КНН рассчитывается на основании приказа Министра финансов РК №253 от 20.02.18 года «Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой» и по следующей формуле:

СО КНН = КНН1+КНН2+КНН3…КННn / N, где

СО КНН – среднеотраслевое значение КНН;

КНН1, КНН2, КНН3, КННn – коэффициенты налоговой нагрузки налогоплательщиков соответствующего раздела, определенного по отрасли (до второго знака кода), региону и категории (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель);

СГД – сумма совокупного годового дохода юридического лица без учета корректировок, предусмотренных статьями 241 и 287 Налогового кодекса,

дохода юридического лица, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации,

дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за отчетный налоговый период (далее – СГД);

N – количество налогоплательщиков соответствующего раздела, участвующих в расчете, за исключением коэффициентов налоговой нагрузки, превышающих 50 процентов, а также без учета налогоплательщиков, у которых отсутствует СГД.

Следовательно, налогоплательщики, задекларировавшие СГД за 2017-2018 год, вне зависимости от даты регистрации, участвуют в расчете среднеотраслевого значения КНН.

Далее, Система по результатам расчета критерия «Налоговая нагрузка» присваивает налогоплательщику баллы согласно таблице.

№ п/п

Процент отклонения от среднеотраслевого показателя

Влияние на степень риска

Приоритетность

1.

более 50 процентов

отрицательное

плюс 5 баллов

2.

от 10 до 50 процентов

отрицательное

плюс 3 балла

3.

от 5 до 10 процентов

отрицательное

плюс 2 балла

4.

от минус 5 до минус 10 процентов

положительное

минус 3 балла

5.

от минус 10 до минус 30 процентов

положительное

минус 4 балла

6.

более минус 30 процентов

положительное

минус 5 баллов

Исходя из приведенной методики расчета, налогоплательщик самостоятельно может определить баллы по КНН в зависимости  отклонения от базового значения.

Также наиболее часто поступают вопросы относительно расчета критерия «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных».

При использовании налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, степень риска налогоплательщика снижается, и оказывает положительное влияние в виде уменьшения набранного количества баллов на (+) 2 балла.

В расчете количества баллов по данному критерию формула расчета не применяется.

Таким образом, пояснены основные моменты по категорированию СУР, по результатам которой присваивается низкая, средняя и высокая степень риска.

2. Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку.

Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку также утверждена несколькими законодательным актами:

1) Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов»,

2) Совместным приказом Министра финансов РК от 28.11.18 года №1030 и Министра национальной экономики РК от 28.11.18 года №86 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска», согласованных с КПССУ Генеральной прокуратуры РК,

3) Предпринимательским кодексом РК от 29.10.15 года.

Здесь, как и по первой Системе управления рисками, также утверждены два вида критериев оценки степени риска: открытые и конфиденциальные (служебные).

В перечень открытых критериев вошли:

  • коэффициент налоговой нагрузки (КНН);
  • осуществление операций с бездействующими налогоплательщиками и налогоплательщиками, регистрация которых судами признана недействительной, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
  • коэффициент соотношения суммы вычетов с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок находится в диапазоне от 0,98 до 1,0 включительно;
  • представление дополнительной налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость с увеличением суммы НДС;
  • представление налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с нулевыми показателями, при осуществлении внешнеэкономической деятельности и (или) участии в государственных закупках;
  • наличие неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

По результатам критериев выводится общий показатель степени риска субъекта (объекта) налоговой проверки – высокой и невысокой.

Налогоплательщик, отнесенный к высокой степени риска, то есть имеющий при показателе вероятности целевого события процент свыше 51, то по нему назначается налоговая проверка на предстоящее полугодие текущего года. Если плательщик, по которому при показателе вероятности 51 процент и ниже, то есть не отнесенных к высокой степени риска – проверка не назначается.

Для налогоплательщиков информация о степени риска, присвоенной по результатам отбора субъектов (объектов) на налоговую проверку, публикуется на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК в форме полугодового графика проведения проверок.

Налоговые проверки назначаются исходя из приоритетности субъектов (объектов) с наибольшим показателем вероятности, то есть по очередности.