Учёт

Изменились Правила мониторинга выполнения недропользователями обязательств по контракту и (или) лицензии на недропользование

2148
Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 5 мая 2021 года № 222 внесены изменения в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 346 «Об утверждении Правил мониторинга выполнения недропользователями обязательств по контракту (лицензии) на недропользование», сообщает Учет.kz

Правила мониторинга выполнения недропользователями обязательств по контракту и (или) лицензии на недропользование изложены в новой редакции:

Правила мониторинга выполнения недропользователями обязательств по контракту (лицензии) на недропользование (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс) и определяют порядок осуществления мониторинга выполнения недропользователями обязательств (далее – мониторинг) по контрактам и (или) лицензиям на недропользование.

Мониторинг в соответствии с настоящими Правилами осуществляется по следующим видам контрактов и лицензиям на недропользование:

1) лицензиям на разведку твердых полезных ископаемых;

2) лицензиям на добычу твердых полезных ископаемых;

3) лицензиям на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

4) лицензиям на старательство;

5) контрактам на разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых, заключенным до введения в действие Кодекса, кроме контрактов по добыче урана;

6) контрактам на разведку и (или) добычу общераспространенных полезных ископаемых, заключенным до введения в действие Кодекса.


Мониторинг осуществляется государственным органом, выдающим соответствующий вид лицензии на недропользование и (или) являющимся стороной контракта на недропользование в соответствии с Кодексом, функциями и полномочиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

Мониторинг является составной частью и способом осуществления контроля за выполнением недропользователями обязательств по лицензиям и контрактам на недропользование надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями Кодекса.

Мониторинг осуществляется на основе анализа отчетности, представляемой недропользователями в соответствии с Кодексом, и сведений, полученных государственным органом из иных источников, в том числе из иной документации, подлежащей представлению недропользователями.

Выявленные по результатам мониторинга нарушения влекут принятие государственным органом мер контроля за соблюдением условий контрактов и лицензий на недропользование в соответствии с их положениями и (или) Правилами осуществления контроля за соблюдением условий контрактов и (или) лицензий на недропользование, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 375. (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17075).
 
Мониторинг осуществляется на основе отчетности, представляемой недропользователями на ежегодной основе, отчетности, представляемой при прекращении действия лицензии или контракта на недропользование, а также устранении нарушений.

Мониторинг на основе иных документов и сведений, ставших известными государственному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, осуществляется по мере их поступления.

Анализ представленной недропользователем отчетности, иных документов и сведений производятся, в том числе, путем сопоставления:

1) содержания, размера и условий обязательств по лицензиям и контрактам со сведениями об их выполнении в представленной отчетности;

2) сведений из представленной отчетности со сведениями о содержании, наличии или отсутствии проектных документов, обеспечений исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по недропользования и иных документов, требуемых в соответствии с Кодексом, в отсутствие которых проведение операций по недропользованию запрещается;

3) сведений о расходах, указанных в отчетности, с отчетами аудиторов, подтверждающих указанные сведения о расходах, в случаях, когда такое подтверждение является обязательным согласно Кодексу;

4) сведений об уплате платы за пользование земельными участками (арендных платежей) и подписного бонуса, платы по возмещению исторических затрат и иных специальных платежей по условиям лицензий и контрактов на недропользование со сведениями, представленными налоговыми (по запросу) и иными государственными органами;

5) сведений уполномоченного органа в области твердых полезных ископаемых по отчетности о приобретенных товарах, работах и услугах и доле местного содержания в них, представленной посредством государственной информационной системы «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей» с обязательствами по условиям контрактов и лицензий на недропользование;

6) сведений, полученных по результатам контроля за соблюдением условий контрактов и лицензий на недропользование, государственного контроля и надзора государственных органов, полученных из иных государственных органов и источников со сведениями по представленной отчетности и условиями контрактов и лицензий на недропользование.

При анализе сведений об обязательных и минимальных расходах на операции по недропользованию, предусмотренных лицензий на недропользование, представленных в отчетности о выполнении обязательств лицензионных и контрактных условий, учитывается размер обязательств по таким расходам, приходящийся по условиям и сроку действия лицензий на отчетный календарный год, пропорционально за каждый полный календарный месяц отчётного календарного года.

Если отчет об исполнении лицензионных обязательств, включает расходы на операции по недропользованию, проведение которых запрещено в соответствии с Кодексом, или расходы, не подтвержденные отчетом аудитора, когда такое подтверждение является обязательным, такие расходы подлежат исключению и не учитываются в качестве расходов, понесенных по соответствующей лицензии на недропользование для целей мониторинга обязательств по минимальным ежегодным расходам.
В случае устранения недропользователем нарушений, явившихся основанием для исключения соответствующих расходов по лицензии, в срок, предусмотренный частью второй пункта 3 статьи 200 и частью второй пункта 5 статьи 221 Кодекса, представленный отчет по итогам устранения допущенных нарушений подлежит повторному мониторингу вместе с документами, подтверждающими устранение.

В случае непредставления недропользователем ежегодной отчетности по выполнению лицензионных или контрактных обязательств в соответствии с Кодексом и Правилами представления недропользователями отчетов при проведении операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, добыче общераспространенных полезных ископаемых, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 374 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17063), по результатам мониторинга такие обязательства за период отчетности считаются неисполненными.
При представлении недропользователем указанной отчетности по результатам контроля государственного органа за соблюдением условий контрактов и лицензий на недропользование в предусмотренный Кодексом срок, представленный отчет вместе с документами, подтверждающими невозможность его представления до тридцатого апреля после окончания отчетного периода, подлежит повторному мониторингу.