Учёт

Финпол и прокуратура согласны с тем, что из-за несовершенства законодательства о лжепредпринимательстве страдают добросовестные бизнесмены

2665
Во вторник в офисе Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) в ходе круглого стола обсуждали животрепещущую проблему - охоту на лжепредпринимателей, которая обернулась дополнительным налоговым бременем для всех контрагентов лжепредприятий.



Президент НАП Талгат АКУОВ рассказал, что в последнее время стало поступать очень много жалоб от членов ассоциации. Они рассказывают, что нежданно-негаданно получают на руки уведомление, что их старые партнеры, у которых они не один год закупали те или иные товары или услуги, по решению суда признаны лжепредприятиями. (Термин "лжепредприятия" в ходе дискуссии использовался неоднократно, хотя участники круглого стола пояснили, что в законодательстве такого понятия нет, есть уголовная ответственность для физических лиц, которые занимаются лжепредпринимательством. Те компании, которые эти люди создают, можно по идее назвать лжепредприятиями). Соответственно, все контрагенты лжепредприятий должны заплатить налоги и штрафы, которые для многих являются неподъемными. И оспорить это решение практически нереально, так как существует понятие "преюдиция", подразумевающее, что если судебное решение вступило в силу, то доказанные в данном судебном процессе факты сомнению не подлежат. Разумеется, контрагенты о нем, как правило, ничего не знают. И повлиять на ситуацию не могут.

Присутствовавшие в зале представители МСБ громко высказывали свое возмущение. Они считают, что подобная практика подкашивает бизнес, в условиях кризиса она может привести к банкротству очень многих предприятий. Все участники круглого стола сошлись во мнении, что корень проблемы - в несовершенстве законодательства.

Ассоциация предпринимателей предлагает два пути решения проблемы. Первый предполагает изъятие понятия "лжепредпринимательство" из действующего законодательства. "Необходимо исключить из законодательства размытое понятие "лжепредпринимательство", - говорится в пресс-релизе НАП, - а привлекать к ответственности субъектов частного предпринимательства только по конкретным делам, где должны быть добыты достаточные доказательства, указывающие на отсутствие у лиц намерения заключения реальной сделки. Только в этом случае можно говорить о привлечении лица к какой-либо ответственности и взыскании денежных сумм в бюджет государства по налоговым начислениям". Иными словами, нужно искать конкретные фиктивные сделки, поясняют в ассоциации.

Второй вариант - это исключение ответственности контрагентов лжепредприятия в виде взыскания доначисленных КПН, НДС, штрафов и пени. Ответственность должны в этом случае нести только лица, создавшие лжепредприятия.

Вице-президент НАП Тимур НАЗХАНОВ отметил, что признание бизнесменов лжепредпринимателями принимает характер эпидемии или даже пандемии. По его мнению, надо создать рабочую группу по внесению изменений в законодательство.

Высказанная в ходе круглого стола позиция государственных органов была несколько противоречивой. С одной стороны, Берик АБИЛОВ, заместитель начальника департамента финансовой полиции по Алматы, и Бауыржан ШАРИБАЕВ, представитель прокуратуры города, разными словами сказали практически одно и то же. Если людей осуждают за лжепредпринимательство, то это значит, что они вообще не имели намерения заниматься бизнесом, фирму создали обнальную, которая призвана помогать уходить от налогов. Следовательно, все контрагенты автоматически стремились уклониться от уплаты НДС. Если фирма занималась хоть какой-то предпринимательской деятельностью, если было хоть несколько сделок, то ее собственников не осудят за лжепредпринимательство. Примерно так рассуждали представители правоохранительных органов.

Но при этом, как ни странно, они соглашались с другими участниками круглого стола и не подвергали сомнениям заявления предпринимателей о том, что те стали жертвами несовершенства законодательства, что они действительно закупали чай, бензин или услуги у компаний, которые позднее были признаны лжепредприятиями.

Представители финпола и прокуратуры сказали, что они давно обсуждают и пытаются решить эту проблему, что предлагаются поправки в законодательство, проводятся круглые столы.

В письме от Генпрокуратуры, представленном в ходе круглого стола, также выражается озабоченность несовершенством законодательства. Начальник департамента этого органа Андрей Кравченко пишет: "Существующая на сегодняшний день судебно-следственная практика по применению статьи 192 Уголовного кодекса и вытекающие из этого последствия, на наш взгляд, в отдельных случаях не учитывает интересы добросовестных налогоплательщиков. В этой связи Генеральной прокуратурой в Министерство финансов Республики Казахстан направлено письмо о необходимости внесения законодательных изменений, позволяющих добросовестным налогоплательщикам, оказавшимся контрагентами лжепредприятий по реальным сделкам, добиваться отмены налоговых санкций через суд без учета преюдициального значения обвинительного приговора по статье 192 Уголовного кодекса".

По словам г-на Шарибаева, нередко лжепредприятия регистрируются на подставных лиц по упрощенной схеме, в том числе по доверенности.

По этому поводу г-н Абилов отметил, что есть два кардинальных пути борьбы с лжепредпринимательством. Во-первых, ужесточение регистрации юридических лиц (в частности, нужно ввести норму о том, что человек может только лично оформить на себя компанию, доверенности следует отменить). Во-вторых, необходимо снижать налоги, чтобы у предпринимателей меньше было соблазнов обращаться к обнальным фирмам.

Эти два предложения представители МСБ встретили на "ура".

Амина ДЖАЛИЛОВА