Приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 мая 2025 года № 165-НҚ утверждена Методика расчета показателя эффективности внедрения маркировки и прослеживаемости товаров средствами идентификации, сообщает Учет.kz.
Приказ вводится в действие с 20 июня 2025 года.
Целью принятия приказа является высчитывание показателей эффективностей внедрения маркировки и прослеживаемости товаров по сравнению с периодом до введения маркировки. Сроки ожидаемых результатов - ежегодно.
Методика направлена прежде всего на оценку влияния маркировки на обеление рынка и сокращение доли контрафактной и контрабандной продукции в товарообороте. Она позволяет в цифрах зафиксировать, насколько эффективно маркировка способствует вытеснению недобросовестных игроков и укреплению прозрачности в торговле.
Основная цель методики — системно измерять реальный эффект маркировки для легализации рынка, а не просто учитывать фискальные показатели. Снижение доли теневого оборота, защита прав потребителей, устранение недобросовестной конкуренции и поддержка национальных производителей — вот ключевые ориентиры этого подхода.
Методика будет применяться ко всем товарным группам, включенным в перечень обязательной маркировки — от легкой промышленности до пищевой продукции. Методика не создает дополнительных требований для бизнеса. Наоборот, она усиливает позицию добросовестных участников, формируя прозрачные и равные условия конкуренции. Отсутствие рисков, снижение давления со стороны теневого сектора и рост потребительского доверия — ключевые преимущества для компаний.
Данная Методика определяет основные аспекты оценки эффективности внедрения маркировки и прослеживаемости товаров средствами идентификации с позиции поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Источниками информации являются следующие субъекты:
1) уполномоченный орган – информация о собираемости налогов, таможенных пошлин и сборов по товарам, подлежащим маркировке и прослеживаемости средствами идентификации, информация о стоимости изъятых контрабандных товаров;
2) органы юстиции – информация о стоимости изъятых контрафактных товаров;
3) Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу – информация о стоимости изъятых контрабандных товаров;
4) органы внутренних дел - информация о стоимости изъятых контрабандных товаров;
5) Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан – информация об уровне инфляции.
- Определение административного показателя (понятийный аппарат);
- Периодичность и сроки формирования оперативных, предварительных и отчетных данных по административному показателю;
- Источники информации с указанием ссылки на информационную систему и место размещения отчетных данных по административному показателю (с указанием ссылки на веб-сайт и информационную систему);
- Алгоритм административного показателя с отражением детальной и четкой последовательности расчета с указанием единицы измерения.