Президент ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана» Жибек Ажибаева отмечает, что уже сейчас «действующий пилотный проект Комитета государственных доходов Министерства финансов создал ситуацию, при которой бизнес фактически не может развиваться, и создал угрозу 50 тысячам малых магазинов в городах и населённых пунктах нашей страны».
«Бизнес на сегодняшний день не выдерживает. Поэтому мы вынуждены были писать письма в Правительство, неоднократно мы писали в Министерство финансов. Во всех регионах мы встречались с комитетом госдоходов, однако понимания и поддержки мы не нашли», - заявила она на брифинге во вторник, 10 августа.
«Мы не понимаем, к чему приведет вся эта маркировка. Нас она приведет к дополнительным затратам. Нам нужно будет, чтобы разбираться во всех этих системах, привлекать бухгалтеров, IT-специалистов. Рабочая программа по маркировке очень сырая, идут частые сбои. Наши кассовые аппараты пятилетней давности требуют перепрошивки. А это не просто так, что вызвал центр технического обслуживания и тебе за 5 минут все сделали. Обычно перепрошивка занимает 3-5 дней, некоторые аппараты и до месяца. Получается, мы, как магазин будем парализованы, потому что не можем выбивать чеки», - заявил Эдиль Казакпаев, член Республиканской инициативной группы предпринимателей, председатель Ассоциации предпринимателей «Вместе мы сила».
Он подчеркнул, что проекты по введению маркировки ведут к удорожанию продукции, поскольку «бизнес затрачивает определённые средства на ту же перепрошивку кассовых аппаратов, приобретение 2D-сканеров, программы». При этом внедряемые Министерством финансов информационные системы прослеживаемости, маркировки товаров, по словам Казакпаева, фактически дублируют систему электронных счетов-фактур.
«Зачем создавать систему над системой? Поэтому наше предложение было интегрировать все эти модули в одну систему электронных счетов-фактур, использовать одну платформу, отказаться от этих актов приема-передачи. Это просто парадокс идёт», - отметил он.
Президент ОЮЛ «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана» Константин Невзоров считает, что внедрение маркировки отразится не только на торговле, но и непосредственно на производстве продукции.
«Прямое нанесение маркировки снижает скорость производственных фасовочных линий в среднем до 10 раз, по причине несовместимости высокотехнологичного оборудования с этими надстраиваемыми компонентами, которые нам предлагают для проведения маркировки. Уже говорилось, что у нас нестабильная связь с интернетом, неполное покрытие. А для производителя любой сбой - получается, на производстве, он чреват тем, что придётся полностью останавливать всю линию, будет большой брак, вплоть до того, что всю партию придется утилизировать. Это просто может обанкротить бизнес и производство», - объяснил он.
Алия Мамытбаева, директор ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков соков РК» заявила, что на индустрию безалкогольных напитков сейчас оказывается «беспрецедентное давление».
«Потому что одновременно с акцизом вводится еще и маркировка. Причем эти меры вводятся абсолютно необоснованно, без оценки целесообразности, без анализа регуляторного воздействия на отрасль. (...) При этом последствия для индустрии очень серьезные. Они выражаются в том, что произойдёт сокращение числа занятых, банкротство средних и мелких предприятий», - заявила она.