Учёт

Дополнительные критерии отзыва сертификата госаудитора введут в Казахстане

824
Высшая аудиторская палата Республики Казахстан разработала и вынесла на обсуждение проект постановления «О внесении изменений в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ «Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля», сообщает Uchet.kz.

Поправки направлены на приведение в соответствие Процедурного стандарта внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля с Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле».

В частности, проект предусматривает дополнение критерия оценки в части удовлетворения судами исков, поданных ревизионными комиссиями, в целях возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения и (или) уменьшению по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания, в соответствие с подпунктом 4) пунктом 2 статьи 5 Закона.

Кроме того, с учетом требований пункта 67 Правил сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора проектом предусматривается введение нового критерия в части направления представления об отзыве сертификата государственного аудитора в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан.

Кроме того, поправки нацелены на приведение в соответствие отдельных пунктов указанного Процедурного стандарта с Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля в части приложения к уведомлению о проведении внепланового аудита документов, явившихся основанием для проведения внепланового государственного аудита. 

Uchet.kz подготовил для Вас сравнительную таблицу по планируемым изменениям:

1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденный нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ
№ п. Действующая редакция Предлагаемая редакция
1 12. Критериями направления «Соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля» являются: 12. Критериями направления «Соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля» являются:
1) результаты проведенной Высшей аудиторской палатой проверки по оценке в плановом порядке; 1) результаты проведенной Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан проверки за соблюдением Стандартов государственного аудита и финансового контроля в рамках оценки деятельности органов государственного аудита в плановом порядке или аудиторского мероприятия;
Соблюдение требований Общих стандартов государственного аудита и финансового контроля, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 167 (далее – Общие стандарты), процедурных стандартов государственного аудита и финансового контроля (далее – процедурные стандарты), утвержденных в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона, а также актов, принимаемых в соответствии с Общими и процедурными стандартами оценивается в плановом порядке. 2) наличие документов, признанных не соответствующими Стандартам государственного аудита и финансового контроля, предусмотренным статьями 8, 19 и 24 Закона;
2) наличие документов, признанных не соответствующими Стандартам государственного аудита и финансового контроля, предусмотренным статьями 8, 19 и 24 Закона; 3) направление представления об отзыве сертификата государственного аудитора в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан в соответствии с пунктом 67 Правил сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденных нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12720);
3) отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона. 4) отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона.
   
2 18. Критериями направления «Проведение государственного аудита и финансового контроля» являются: 18. Критериями направления «Проведение государственного аудита и финансового контроля» являются:
3) удовлетворение судами исков, поданных ревизионными комиссиями, в целях возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания; 3) удовлетворение судами исков, поданных ревизионными комиссиями, в целях возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения и (или) уменьшению по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания;
3 19. Критериями направления «Соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля» являются: 19. Критериями направления «Соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля» являются:
1) результаты проведенной Высшей аудиторской палатой проверки по оценке в плановом порядке. 1) результаты проведенной Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан проверки за соблюдением Стандартов государственного аудита и финансового контроля в рамках оценки деятельности органов государственного аудита в плановом порядке или аудиторского мероприятия;
Соблюдение требований Общих стандартов, процедурных стандартов, утвержденных в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона, а также актов, принимаемых в соответствии с Общими и процедурными стандартами оценивается в плановом порядке. 2) наличие документов, признанных несоответствующими Стандартам государственного аудита и финансового контроля, предусмотренным статьями 8, 19 и 24 Закона;
2) наличие документов, признанных несоответствующими Стандартам государственного аудита и финансового контроля, предусмотренным статьями 8, 19 и 24 Закона; 3) направление представления об отзыве сертификата государственного аудитора в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан в соответствии с пунктом 67 Правил сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденных нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12720);
3) отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона. 4) отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона.
   
   
4 22. Критерии направления «иные направления» являются: 22. Критерии направления «иные направления» являются:
4) проведение встреч, брифингов, пресс-конференций, круглых столов по итогам проведенной работы, в том числе по результатам аудиторских мероприятий с участием средств массовой информации; 4) проведение встреч, брифингов, пресс-конференций, круглых столов по итогам проведенной работы, в том числе по результатам аудиторских мероприятий с участием средств массовой информации, за исключением заседаний по итогам аудиторских мероприятий;
5) участие государственных аудиторов ревизионной комиссии в аудиторских мероприятиях Высшей аудиторской палаты; 5) участие государственных аудиторов ревизионной комиссии в аудиторских мероприятиях Высшей аудиторской палаты, оценке деятельности органов государственного аудита в плановом порядке;
7) участие государственных аудиторов/работников ревизионной комиссии в совместных, параллельных проверках, стажировках в Высшей аудиторской палате. 7) участие государственных аудиторов и (или) работников ревизионной комиссии в совместных, параллельных проверках, стажировках в Высшей аудиторской палате Республики Казахстан.
5 33. Итоги оценки деятельности органов государственного аудита выносятся на заседание Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля с заслушиванием отчетных информаций первых руководителей ревизионных комиссий, занявших последние три позиции в рейтинге оценки деятельности ревизионных комиссий, а также уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту. 33. Итоги оценки деятельности органов государственного аудита выносятся на заседание Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля с заслушиванием отчетных информаций первых руководителей ревизионных комиссий, занявших последние три позиции, а также одно из лидирующих позиций в рейтинге оценки деятельности ревизионных комиссий, и уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту.
6 55. Возражение к Отчету, представленное органом государственного аудита в установленный срок, рассматривается на этапе подготовки Заключения членом Высшей аудиторской палаты совместно с государственными аудиторами, проводившими проверку по оценке в плановом порядке и работниками структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение. Мотивированный ответ органу государственного аудита с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения направляется в срок не позднее двух рабочих дней до дня проведения заседания Высшей аудиторской палаты. 55. Возражение к Отчету, представленное органом государственного аудита в установленный срок, рассматривается на этапе подготовки Заключения членом Высшей аудиторской палаты совместно с государственными аудиторами, проводившими проверку по оценке в плановом порядке и работниками структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение. Мотивированный ответ органу государственного аудита с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения направляется в срок не позднее десяти рабочих дней после дня их дня поступления в Высшую аудиторскую палату.
7 57. На основании Отчета оформляется Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации. Заключение оформляется по форме согласно приложению 9 к настоящему Процедурному стандарту. 57. На основании Отчета оформляется Заключение, в котором содержатся выводы, рекомендации и поручения. Заключение оформляется по форме согласно приложению 9 к настоящему Процедурному стандарту.
8 58. Проекты Заключения, Постановления и Предписания с материалами проверки по оценке в плановом порядке в течение десяти рабочих дней после получения возражений органа государственного аудита к Отчету направляются ответственным структурным подразделением в структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение для проведения юридической экспертизы. 58. Проекты Заключения, Постановления и Предписания с материалами проверки по оценке в плановом порядке в течение тридцати рабочих дней после дня подписания Отчета направляются ответственным структурным подразделением в структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение, для проведения юридической экспертизы.
Юридическая экспертиза по проектам Заключения, Постановления и Предписания осуществляется в течение трех рабочих дней со дня их получения структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение, с последующим направлением заключения юридической экспертизы члену Высшей аудиторской палаты и структурному подразделению, ответственному за проведение контроля качества. Юридическая экспертиза по проектам Заключения, Постановления и Предписания осуществляется в течение трех рабочих дней со дня их получения структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение, с последующим направлением заключения юридической экспертизы члену Высшей аудиторской палаты и структурному подразделению, ответственному за проведение контроля качества.
Проект Предписания после проведения юридической экспертизы за подписью члена Высшей аудиторской палаты направляется для рассмотрения органу государственного аудита в срок не позднее пяти рабочих дней до проведения заседания Высшей аудиторской палаты. Проект Предписания после проведения юридической экспертизы за подписью члена Высшей аудиторской палаты направляется для рассмотрения органу государственного аудита и заинтересованным органам в срок не позднее пяти рабочих дней до проведения заседания Высшей аудиторской палаты.
При несогласии с проектом Предписания органом государственного аудита в Высшую аудиторскую палату представляется письменное возражение в срок не более двух рабочих дней со дня их получения. При несогласии с проектом Предписания органом государственного аудита и (или) заинтересованным органом в Высшую аудиторскую палату представляется письменное возражение в срок не более двух рабочих дней со дня их получения.
9 62. Заключение утверждается Постановлением Высшей аудиторской палаты. 62. Заключение утверждается Постановлением Высшей аудиторской палаты.
Постановление содержит: Постановление содержит:
1) решение об утверждении Заключения, подготовленного по итогам проверки по оценке в плановом порядке; 1) решение об утверждении Заключения, подготовленного по итогам проверки по оценке в плановом порядке;
2) решение о передаче Заключения или извлечения из него и Предписания органу государственного аудита; 2) решение о передаче Заключения или извлечения из него и Предписания органу государственного аудита и заинтересованным государственным органам, органам местного самоуправления;
3) решение о передаче материалов в правоохранительные органы (при наличии). 3) решение о передаче материалов в правоохранительные органы (при наличии).
10 63. В течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов проверки по оценке в плановом порядке, органу государственного аудита направляются: 63. В течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов проверки по оценке в плановом порядке, органу государственного аудита и заинтересованным государственным органам, органам местного самоуправления направляются:
1) Заключение или выписка из него; 1) Заключение или выписка из него;
2) Предписание Высшей аудиторской палаты по форме согласно приложению 10 к настоящему Процедурному стандарту. 2) Предписание Высшей аудиторской палаты по форме согласно приложению 10 к настоящему Процедурному стандарту.

Также изменения внесены в:
  • Приложение 1 - Направления и критерии оценки деятельности уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту;

  • Приложение 2 -Направления и критерии оценки деятельности ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы;

  • Приложение 9 - Заключение по итогам проверки по оценке в плановом порядке.
Обсуждение проекта постановления продлится до 20 октября 2025 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".

Для получения подробной информации обо всех изменениях в трудовом законодательстве, налоговых изменениях и отчетности подпишитесь на Uchet.kz и получайте важные обновления первыми!