Учёт

Доклад Председателя НК МФ РК по итогам 2012 года

2796

По итогам 2012 года план по доходам в компетенции Налогового комитета в целом по государственному бюджету исполнен на 102,1% или сверх плана обеспечено поступление в 60,2 млрд.тенге.

Кроме этого, расходная часть на 2012 год освоена налоговыми органами в полном объеме.

В 2012 году возвращено из бюджета превышение НДС в сумме 451,1 млрд.тенге, что на 144,7 млрд.тенге больше возвращенной суммы НДС прошлого года (в 2011 году – 306,4 млрд.тенге)

За 2012 год налоговыми органов доначислено налогов, платежей и пени в сумме 297,1 млрд.тенге.

По итогам автоматизированного камерального контроля за 2012 год выявлено 19,1 тыс. налогоплательщиков, допустивших нарушения. В результате налоговые обязательства по НДС увеличены на 22,7 млрд.тенге.

Начиная с 2007 года ежегодно работу в части оказания налоговых услуг оценивают независимые социологические организации.

Результаты исследования позволяют установить приоритеты в работе налоговой службы. Для достижения намеченных показателей, разрабатывается и утверждается план мероприятий по улучшению качества налоговых услуг. Данная работа реализуется в тесном сотрудничестве с бизнес - сообществом.

Благодаря принятым мерам по результатам 2012 года уровень удовлетворенности налогоплательщиков качеством налоговых услуг для субъектов предпринимательства и населения составил – 94%, для сравнения в 2007 году данный показатель составлял – 41,6 % для субъектов предпринимательства и 51,3 % - для населения.

С 2009 года Казахстан являлся ассоциированным членом IOTA (Организация налоговых администраций) – мы единственное азиатское государство, входящее в ее состав. 6 июля 2012 года на заседании Генеральной Ассамблеи IOTA Казахстан принят в состав полноправных членов, что позволит постоянно быть в курсе всех проводимых налоговых реформ европейскими странами.

Кроме того, в июне 2012 г. получено положительное заключение ОЭСР о присоединении Казахстана к Конвенции о взаимной административной помощи в сфере налогов, ранее такое право имели только страны – члены ОЭСР.

Подробнее остановлюсь на исполнении поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 27 января прошлого года.

В целях исполнения данного поручения в соответствии комплексным Планом мероприятий реализовано:

1) внесены измения в законодательство, в части повышения эффективности мер по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности лжепредприятий;

2) расширены информационные базы данных органов налоговой службы.

Совместно с уполномоченными государственными органами (МИНТ, МЮ, МСХ, МООС, МТСЗН, МОН, АУЗР, КНБ, МВД) подписаны совместные приказы и утверждены Правила, в которых определены порядок и сроки предоставления сведений.

Работа по актуализации сведений налоговых органов и взаимные сверки с данными уполномоченных органов в целях синхронизации систем продолжается c правоохранительными органами активно проработаны ряд вопросов по лжепредпринимательству, в том числе по разработке механизма выявления лжепредприятий на ранней стадии на основе системы управления рисками.

Вместе с тем, одним из действенных мер по пресечению деятельности лжепредприятий является внедрение электронных счетов-фактур.

Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс по вопросам внедрения электронных счетов-фактур, которые вступают в силу
с 01.07.2014 г., утвержден порядок документооборота и форма счетов-фактур, выписываемых в электронном виде. В июле 2013 года планируется проведение пилотного запуска.

Внедрение электронных счетов-фактур позволит оперативно на ранней стадии выявлять сделки с лжепредпринимателями-контрагентами, т.е. прежде мы ждали сдачи отчетности, его обработки, проведения камерального контроля и исполнения налогоплательщиком уведомления.

Ввод электронных счетов-фактур для налогоплательщиков имеет ряд преимуществ, таких как:

- сокращения расходов налогоплательщиков на выписку бумажных счетов;

- отмены представления налогоплательщиком в налоговые органы реестров счетов-фактур;

- упрощения процедур при возврате экспортерам НДС.

По предварительным расчетам в случае применения электронных счетов-фактур минимальная экономия для бизнеса ежегодно составит5 млрд. тенге.

В части упрощения процедур и оптимизации отчетности реализовано:

- проведено сокращение форм налоговой отчетности на 30% ;

- разработаны и внедрены регламенты по налоговым услугам;

- из 33 услуг налоговых органов автоматизированы 20 услуг, Посредством портала «электронного Правительства» доступны 9 налоговых услуг

Работа по реализации мер по комплексному плану будет продолжена.

На данном совещании Главой государства поручено снизить недоимку. Отмечу, что в результате принятых совместных мер налоговыми органами снижена недоимки на 64% или на 142,9 млрд.тенге.

Главой государства в конце прошлого года в «Стратегии «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» обозначены новые ориентиры.

Одной из задач является либерализация налогового администрирования, упрощение и минимизация налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйствующих субъектов на полный режим электронной отчетности. В связи с чем, налоговыми органами проводится следующая работа:

Пересмотр всех бизнес-процессов с последующим реинжинирингом.

Несмотря на значительные достижения в налоговом администрировании и ежегодном повышении качества налоговых услуг имеются проблемы, связанные с неэффективным управлением органов налоговой службы и чрезмерной зарегулированностью налоговых бизнес-процессов.

Имеющиеся проблемы влияют на показатели исполнения налоговых обязательств. Так согласно докладу Всемирного банка «Doing Business», Казахстану необходимо снизить время, необходимое налогоплательщикам для выполнения налоговых обязательств.

В 2012 году нами создана рабочая группа, которая описала в виде блок-схем процесс привлечения к административной ответственности налогоплательщиков.

Результаты показали, что на первый взгляд простой процесс, урегулированный законодательно, имеет десятки подпроцессов и по времени очень продолжителен. Вышли с инициативой упрощения процедур, Правительство и депутаты поддержали предложения, и с 1 января уже действуют поправки, в частности:

- из субъекта административной ответственности исключены должностные лица;

- в качестве меры взыскания введено «предупреждение» вместо налагаемого штрафа;

- при согласии налогоплательщика уплатить штраф, без составления протокола.

В целях принятия системных мер в структуре налогового комитета создано отдельное подразделение по моделированию бизнес-процессов, утверждена концепция, проведено обучение сотрудников, разложены 12 мега-процессов, состоящие из 500 подпроцессов.

К примеру, как показано на слайде, процедура автоматизированного камерального контроля очень сложна. Состоит из более десятка процессов и по времени очень длительна (более 30 рабочих дней). В случае представления налогоплательщиком нескольких корректировок, проверка проводится по каждой. Что делает данный процесс очень трудоемким и затратным.

На данный момент рассматриваются модели «как должно быть». Один из вариантов, как изложено на слайде, меняет полностью подход к камеральному контролю. Смещая акцент с обязательности исполнения к уведомительному характеру, т.е. рассматривая его как услугу. Налоговый орган в более упрощенной форме извещает налогоплательщика об ошибках. Налогоплательщик имеет возможность исправить ошибку. А в случае не реагирования налогоплательщиком на извещение, налоговые органы не будут «гоняться» за ним, а использовать данную информацию в общей системе управления рисками для последующего контроля.

И так по каждому процессу. По результатам проделанной работы будут представлены конкретные предложения по упрощению процедур.

В части налоговой апелляции

В настоящее время существуют ряд проблем, это:

- отсутствие досудебного органа независимого от налоговых органов;

- высокий процент спорных доначислений по актам проверок;

- отсутствие базы по официальным позициям налоговых органов по спорным вопросам налогового законодательства.

В связи с этим, проводится совместная работа с бизнес – сообществом, прорабатываются вопросы с международными консультантами и к 1 июля текущего года будут выработаны согласованные предложения по совершенствованию процесса обжалования.

Налоговые проверки

Зачастую в налоговые органы поступают жалобы от бизнеса по процессам налоговых проверок

По данному направлению акцент делается на:

- совершенствование системы управления рисками в рамках Проекта Всемирного банка

- централизацию функций аудита на областном уровне, исключив их из районов (217 районов). На сегодня пилот реализован в Северо-Казахстанской и Мангистауской областях. По результатам пилота планируется внедрение во всех регионах республики;

-введение упрощенного порядка ликвидации для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Данные меры будут способствовать повышению качества проверок и сокращению их сроков.

Электронная отчетность

По итогам 2012 года 85% налоговой отчетности представлено в электронном виде. В информационных системах налоговых органов реализован широкий спектр услуг, но есть и проблемы, связанные с загруженностью серверов в отчетный период и электронными цифровыми ключами.

В этой связи, в 2013 году будет введен в эксплуатацию резервный серверный центр в п.Акколь, что позволит снизить нагрузку и перераспределить мощность в пиковые периоды.

В части удобства налогоплательщикам по получению информации будет создан ситуационный сайт по розыску налогоплательщиков.

Данный сайт будет общедоступным и позволит всем без исключения государственным органам, банкам второго уровня и субъектам бизнеса использовать сведения о недобросовестных налогоплательщиках.

Кроме того, с 1 января текущего года на альтернативной основе через ЦОНы предоставляется услуга по выдаче сведений об отсутствии налоговой задолженности. Данная услуга полностью автоматизирована и оказывается в электронном виде посредством информационных систем налоговых органов и портала «электронного Правительства».

А также, в пилотном режиме запущены в эксплуатацию две социально-значимые налоговые услуги:

- регистрационный учет ИП, адвоката, частного нотариуса, частного судебного исполнителя;

- выдача патента ИП.


Председатель НК МФ РК

Джумадильдаев Ануар Серкулович

Пресс-служба НК МФ РК