Учёт

Даулет Ергожин: Я не рекомендовал бы людям уходить в теневые операции

3090

Нужно подождать еще лет 5-10, чтобы казахстанцы начали платить налоги добровольно и полностью. Вместе с тем есть причины, из-за которых ряд налогов не может быть пересмотрен. Об этом рассказал председатель Налогового комитета Министерства финансов Даулет Ергожин газете Мегаполис. 

 – Даулет Едилович, изменение ставки индивидуального подоходного налога (ИПН) для получателей больших окладов перенесено до 2013 года. Но вопросы все равно остаются. Например, кого считать богачами: тех, кто получает зарплату с шестизначными цифрами или трудовых лошадок, которые пашут на двух-трех работах?

 – Тех, кто зарабатывает свыше 350 000 тенге и больше, не так уж и много. Основная часть работающего населения Казахстана получает зарплату размером до 200 000 тенге, то есть для них индивидуальный подоходный налог останется прежним. Скажем так, крик Ярославны идет от граждан, которых изменение налога коснется непосредственно. Но их не более 2% от общей массы занятых граждан.

 – Наверное, этот самый плач Ярославны имеет право на существование?

 – Представьте, что раньше подоходный налог с вашей зарплаты составлял, допустим, 40 000 тенге, а в 2013 году он может вырасти до 70 000 тенге. Какой человек захочет терять свой дополнительный доход? Не надо кричать из-за планируемых изменений в налоговом режиме. Надо все сопоставлять с экономиками тех стран, куда наши граждане часто любят ездить, а потом ставят их в пример. Во Франции, Италии, Австралии размер подоходного налога составляет свыше 40%. Некоторые наши предприниматели говорят, что нельзя повышать ставки ИПН, иначе экономика не будет конкурентоспособной. Уверен, в Министерстве финансов вначале сделали такие необходимые расчеты и только потом внесли предложение пересмотреть налогообложение доходов некоторой части казахстанцев.

 – Информагентства со ссылкой на главу Минфина Болата Жамишева сообщили: 16 000 казахстанцев получают зарплату миллион тенге. Кто эти миллионеры?

 – Это менеджеры нефтегазового, горнорудного сектора, некоторые топ-менеджеры банковского, финансового сектора и руководители отдельных предприятий.

 – В Минфине говорят: переход на новый ИПН даст бюджету новые поступления. Но зачем нужны очередные миллиарды, когда из года в год идет громадное неосвоение бюджетных средств?

 – Обычно есть две причины невыполнения бюджета – объективная и субъективная. И дело здесь не в нашем министерстве, но и в других администраторах тех или иных бюджетных программ. Насколько мне известно, главные причины недоосвоения бюджетных средств связаны со сроками проведения тендеров. А вообще говорить, что в каждом государстве, кроме нашего, бюджет исполняется до копейки, не факт.

 – Предприниматели и лидеры отраслевых союзов призвали депутатов отклонить норму в законопроекте Минфина, устанавливающую пересмотр ставки ИПН. По их логике это чревато масштабным уменьшением выплачиваемых окладов. Вы разделяете их тревогу?

 – О возможном переходе на прогрессивную шкалу ИПН нас предупредили еще в середине 2010 года. К этому времени мы уже подготовили данные, сколько зарабатывает каждый официально работающий казахстанец. Если после изменения подоходного налога у Ивана Ивановича Иванова, ранее получавшего зарплату 250 000 тенге, она вдруг сократится вдвое, у нас будут очень серьезные вопросы к его работодателю.

 – Что, налоговики реально пойдут и станут все проверять?

 – Да. Кроме того, мы можем получить необходимые сведения с помощью других информационных систем. Иван Иванович Иванов, наверное, пользуется, кредитной карточкой. Может, он выплачивает банковский кредит, и тогда можно посмотреть, изменился ли его ежемесячный платеж.

 – У налоговиков есть законные полномочия «копать» такие досье?

 – Да. Поэтому я не рекомендовал бы людям резко уходить в теневые операции. Увеличится – не увеличится подоходный налог, входить в такие незаконные схемы себе дороже. Это всегда аукается. Например, уменьшается размер пенсионных отчислений. И потом сегодня кредитная активность населения остается высокой. Но получателей зарплат по любым схемам, кроме официальной, банки не кредитуют.

 – Какие санкции ждут за уход в зарплатную «тень»?

 – Против самого работодателя может быть возбуждено административное производство, с него будет взыскан штраф, пеня за занижение размера выплат. Если будет доказано, что такие действия в сговоре с группой лиц носили преднамеренный характер – может наступить уголовная ответственность.

 – Сегодня звучат призывы снизить подоходный налог для тех, кто получает самые маленькие зарплаты, кто не подпадает под новый ИПН. Ваши комментарии?

 – Каким тогда будет государство, если отменить налоги? Сегодня цель налогообложения не как в царское время – собрать все в казну и спрятать. Поступившие в бюджет налоговые платежи расходуются на строительство школ, больниц, реализацию «Дорожной карты». У нас все любят ездить по хорошему асфальту, но никто не любит платить налог на транспорт. Высказывания о необходимости снижения подоходного налога – больше популистские, не подтвержденные экономическим эффектом. Если его снизить вдвое для отдельной категории граждан – значит в два раза уменьшатся поступления в местный бюджет. И тогда придется автоматически уволить половину врачей, учителей, пожарных, полицейских, которые содержатся за счет налогов, отказаться от телефонизации, газификации населенных пунктов. Если все с этим согласны, то тогда снова будем жить в старых юртах.

 – А почему бы не пересмотреть другие налоги, например, не ввести прогрессивную шкалу для налога на собственность? Чтобы владельцы супердорогой недвижимости, земельные латифундисты платили налоги по максимуму, а не по минимуму?

 – Идея хорошая. Но сразу возникает вопрос: как оценивать имущество – по рыночной или оценочной стоимости? Второе. Центры наших городов – излюбленное место проживания представителей интеллигенции. Эти люди получали квартиры в знак благодарности государства за достижения в науке, культуре и так далее. Квадратура в этих домах – от 100 квадратных метров и выше. Если оценивать жилье по рыночной стоимости, тогда этим гражданам придется переехать в более дешевые квартиры. Еще есть такой вариант – поднять имущественный налог для юридических лиц. И тогда, скажем, у тех же недропользователей возникнет вопрос, на который, наверное, они не смогут мне адекватно ответить. Если менять размер налога на имущество, то тогда в него следует включать и платежи за землепользование. У того же недропользователя может быть маленький офис, но он может владеть сотнями земельных гектаров. Значит, мы должны их оценить, привязать к стоимости занимаемого им здания, обложив при этом налогами и сам офис. На мой взгляд, поступления в бюджет составят больше, чем после предполагаемого пересмотра ставок ИПН. Словом, любые решения должны подкрепляться расчетами.

 – Так почему же в Казахстане нет прогрессивного налога на имущество?

 – В 2009 году, когда разрабатывались изменения и дополнения в Налоговый кодекс, мы внесли такое предложение. Но во время обсуждения законопроекта в мажилисе норма была мощно отклонена.

 – Получается, чье-то лобби победило здравую идею?

 – Не лобби. Но данный вопрос был исключен из проекта закона.

 – На ваш взгляд, что сейчас мешает правительству отменить эти двойные стандарты? Ведь та же недвижимость и земельные участки у нас оцениваются по оценочной стоимости, а перепродаются по рыночным ценам.

 – Сразу возникает вопрос: кто будет оценивать имущество?

 – А как вы считаете, кто должен вести расчеты?

 – Во всем цивилизованном мире это делают независимые оценщики. Но в то же время индикативные цифры дает государство. Например, муниципалитет Лондона разделил столицу Великобритании на несколько зон, указав их стоимость. Это индикативные цены. Англичане стараются максимально показать стоимость своего жилья, чтобы за счет имеющегося своего актива получать кредиты, вести бизнес. У нас, наоборот, некоторые люди стремятся занизить реальную цену имеющихся в их владениях объектов, чтобы меньше платить налоги и окольными путями получать кредиты под бизнес. Когда мы эту диспропорцию выровняем, тогда и можно будет вводить прогрессивный налог на собственность. Иначе получим обратный эффект.

Например, правительству США понадобилось 60 лет, чтобы отточить налоговую систему так, чтобы люди в добровольном порядке постоянно выплачивали налоги. Нормальная уплата налогов в США началась с 1981 года.

 – Вы можете сказать, когда в Казахстане налоговая сознательность станет, как в Штатах?

– Думаю, нам понадобится еще лет 5-10. После начала процесса всеобщего декларирования доходов и имущества, полагаю, что начиная с 2017-2018 гг. все граждане Казахстана свои налоговые обязательства станут выполнять исправно и в полном объеме.