Учёт

Что нужно знать, если продавец не ответил на претензию

600

Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон) предусмотрено, что  потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара в добровольном порядке, сообщает Учет.kz.

В августе т.г. в Департамент по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области поступило обращение от гражданина Х., который просил дать правовую оценку действиям продавца, который не предоставил ответ на его заявление, отправленное в апреле.

Предусмотрена ли административная ответственность, если продавец не ответил на претензию потребителя? В какие сроки необходимо обратиться в уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей, чтобы привлечь правонарушителя к ответственности? На эти вопросы ответила руководитель Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области Мияшева Л.И.

Согласно статье 42-4 Закона продавец обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение 10 календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Если в установленный срок продавец письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред) вследствие недостатков товара, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в уполномоченный орган, государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.

Руководителем департамента отмечено, что в соответствии с пунктом 3) части 5 статьи 190 КРКоАП предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения за  неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей по представлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок, установленный законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей.

Согласно части 6 статьи 190 КРКоАП, если данное деяние совершается  повторно в течение года после наложения административного взыскания, то это влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

В настоящее время государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным органом или его территориальными подразделениями в форме внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

Основанием  внеплановой проверки субъектов контроля являются обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены. 

Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов и объектов предпринимательства и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.

Вместе с тем действующим законодательством установлены сроки обращения в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, а также сроки привлечения продавца к административной ответственности за несвоевременное предоставление ответа на претензию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42-5 Закона потребитель  вправе обратиться в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, не позднее 2-х месяцев с момента обращения к продавцу с претензией об устранении им нарушений прав и законных интересов, возмещении убытка (вреда) вследствие недостатков товара в добровольном порядке, если иной срок не установлен законами Республики Казахстан.

На основании части 1 статьи 62 КРКоАП лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении 2-х месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В ответе на обращение гражданину Х. было разъяснено, что в связи с тем, что со дня совершения административного правонарушения прошло более 2-х  месяцев, продавец не может быть привлечен к административной ответственности. 

Вместе с тем Департамент по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области рекомендует гражданам обращения к продавцу оформлять в форме претензии с требованиями об устранении им нарушений прав и законных интересов потребителя.

Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес ранее был им указан. При этом если претензия вручается нарочно, то обязательно нужно оставлять себе копию данного документа с отметкой продавца о его получении. Если продавец своевременно не отвечает на претензию, то нужно обращаться в территориальный департамент Комитета по защите прав потребителей по месту нахождения объекта торговли. 

К сведению граждан:

По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в Единую информационную систему «e-tutynushy: https://e-tutynushy.kz/main, информационную систему е-otinish  e-Gov.kz, а также через АО «Казпочта» или нарочно.