Учёт

Чем потребитель отличается от покупателя?

2196

Казахстанцы часто путают близкие, но отнюдь не тождественные понятия, как "потребитель" и "покупатель". Однако между этими определениями есть существенная разница. Например, то, что у потребителя и покупателя разные правовые статусы.

В Законе РК «О защите прав потребителей» есть точное определение: «Потребитель -  это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью», сообщает Учет.kz.

Потребитель

Как правило, приобретает товары, заказывает услуги и работы для личного пользования, для своей семьи либо в подарок для кого-либо, но не для перепродажи. Потребитель не может являться юридическим лицом.

Ранее мы писали, что в Казахстане расширят защиту прав потребителей.

Покупатель

Отдельного определения для покупателя в законодательстве Республики Казахстане не предусмотрено, хотя покупатель как субъект встречается в гражданском праве регулярно. Согласно общепринятой терминологии, под определением «покупатель» принято понимать человека или юридическое лицо, которое является стороной сделки, осуществляемой в рамках гражданско-правового законодательства. Предполагается его взаимодействие с продавцами — другими участниками данных сделок.

Покупатель может приобретать товары или пользоваться услугами не только в целях удовлетворения личных потребностей, но также, к примеру, для осуществления предпринимательской деятельности. Он может становиться и продавцом, используя купленные товары или применяя результаты полученных услуг в целях формирования собственных предложений на рынке.

Подытожим:

  • Главным отличием является цель заключения договора. Потребитель может преследовать лишь цель удовлетворить личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью. Покупатель же может преследовать любые цели, в том числе связанные с предпринимательской деятельностью.
  • Юридическое лицо не может являться потребителем. В случае наличия спора между юридическими лицами обращение рассматривается в арбитражным суде; в случае же спора о защите прав потребителей обращаться необходимо в суды общей юрисдикции.
  • Потребитель не всегда приобретает товар. Заказав ремонт квартиры из своих материалов, человек не станет покупателем (поскольку не получил какую-либо вещь в собственность), однако будет являться потребителем, поскольку ему будет оказана услуга по ремонту, контрагентом будет являться организация.
  • Покупатель может приобрести товар у физического лица. Потребитель этого сделать не может. Преамбула закона о защите прав потребителей устанавливает, что продавец, изготовитель или исполнитель – это всегда организация, независимо от ее организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель.
  • У покупателя, являющегося юридическим лицом, или же у физического лица, заключившего договор с другим физическим лицом, нет права ссылаться в обоснование своих требований на Закон «О защите прав потребителей». Связано это с тем, что все существенные условия договора можно включить на стадии предварительного согласования (например, пункт о гарантийном обслуживании товара, послепродажном обслуживании и т. д.). Потребитель является слабой стороной по сравнению с продавцом, а в случае с покупателем, не являющимся потребителем, стороны находятся в относительно равном положении.

Таким образом, потребитель и покупатель – это разные правовые статусы субъекта. При этом оба эти понятия могут включать в себя и разные социальные роли. Например, в случае, когда родитель покупает для ребенка игрушку, родитель выступает как покупатель, а ребенок - как потребитель.