Учёт

Бухгалтерские организации будут попадать под финансовый мониторинг в части отмывания доходов и финансирования терроризма

3085

Министр финансов РК презентовал в Сенате проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Законопроект). 

Необходимость разработки Законопроекта вызвана подготовкой Республики Казахстан ко второму раунду взаимной оценки Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которую наша страна должна пройти в 2021 – 2022 годах.

Закрепление ряда новых стандартов, не имплементированных сегодня в национальное законодательство, а также устранение на законодательном уровне замечаний ЕАГ, полученных в результате предыдущего раунда оценок, являются залогом успешного прохождения взаимной оценки.

Основные направления законопроекта:

  • первое, предлагаются изменения в процедуры финансового мониторинга, такие как надлежащая проверка клиента, проведение внутреннего контроля и направление сообщения о подозрительной операции;
  • второе, уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении субъектов финансового мониторинга, у которых отсутствует государственный орган-регулятор (5 субъектов фин.мониторинга: 1) независимые юридические консультанты; 2) лизингодатели без лицензии; 3) бухгалтерские организации; 4) риэлторы; 5) реализаторы драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий);
  • третье, регламентируются процедуры международного взаимодействия для уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в том числе по розыску и возврату преступных активов;
  • четвертое, в реализацию международных стандартов в законопроект включены новеллы, связанные с защитой некоммерческого сектора от использования их в целях финансирования терроризма (требования распространятся на благотворительные организации и религиозные объединения, обращающиеся за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями);
  • пятое, в национальное законодательство имплементируются механизмы целевых финансовых санкций, относящихся к финансированию терроризма (ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ) в соответствии с Резолюциями Совета Безопасности ООН;
  • шестое, в рамках законопроекта Комитетом национальной безопасности разработан блок поправок, направленный на повышение эффективности антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (УТО), посредством отраслевого подхода.

Уважаемые депутаты, предлагаемые нормы носят превентивный характер и направлены на повышение безопасности национальной финансовой системы, защиту субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций от использования их в целях отмывания денег и финансирования терроризма.

Выполнение международных обязательств будет способствовать повышению инвестиционного имиджа нашей страны как безопасной страны с прозрачной финансовой системой. 

Министерство финансов РК