Бухгалтер, бедный наш бухгалтер...

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Бухгалтер, бедный наш бухгалтер...

Не секрет, что прочность любой конструкции определяется добротностью отдельных ее элементов. Данный принцип при его исходной техногенности в полной мере распространяется и на нематериальные сферы, в частности, финансовую: стабильность и устойчивость финансовой системы государства на макроуровне во многом зависит от корректности ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на уровне микросубъектов. Однако в этой сфере нередко наблюдаются затяжные «пробуксовки»…

Не секрет, что прочность любой конструкции определяется добротностью отдельных ее элементов. Данный принцип при его исходной техногенности в полной мере распространяется и на нематериальные сферы, в частности, финансовую: стабильность и устойчивость финансовой системы государства на макроуровне во многом зависит от корректности ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на уровне микросубъектов. Однако в этой сфере нередко наблюдаются затяжные «пробуксовки»…

Принципы бухучета и правила финансовой отчетности прописаны в соответствующем законе нашей республики от 28 февраля 2007 года. По его положениям с первого января 2009 года организации публичного интереса и субъекты крупного предпринимательства обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, а субъекты среднего предпринимательства и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), – в соответствии с национальными стандартами. Также закон устанавливает, что на должность главного бухгалтера организации публичного интереса с аналогичного периода должны назначаться лица, имеющие сертификат, удостоверяющий их профессиональную квалификацию бухгалтера.

Должны… Но что мы имеем на деле?

Из-за низкой квалификации и малочисленности сертифицированных профессиональных бухгалтеров назначение на должность главного бухгалтера, прописанное в законе, уже перенесено на первое января 2012 года. При этом повышение квалификации учетных работников осуществляется на платной основе, зачастую за счет их собственных средств. Тем же, кто желает получить сертификат профессионального бухгалтера, нужно раскошелиться на 200 тысяч тенге и пройти 300-часовую программу обучения (реально она включает в себя азы финансовой деятельности) с последующей сдачей экзаменов. При этом специализированные организации по сертификации имеются только в Астане и Алматы, что значительно затрудняет процесс взращивания компетентных кадров.

Другая «болевая точка» системы – отсутствие четкого государственного регулирования, особенно на местах.

С 2010 года эта функция возложена на Комитет финансового контроля Минфина и его территориальные инспекции, штаты которых, впрочем, не укомплектованы квалифицированными спе­циалистами. В результате в регионах хозяйствующие субъекты, как правило, осуществляют бухучет и финансовую отчетность по принципу: «кто во что горазд». Казенные предприятия сдают годовые и полугодовые отчеты вышестоящим органам управления и финорганам, которые из-за отсутствия возможности и прав на проверку достоверности балансов ограничиваются камеральным просмотром и занесением отчетности в соответствующие реестры.

Между тем еще в недалеком прошлом государственным регулированием учета и отчетности занимались Минфин и ЦСУ, а также отраслевые министерства. Их органы на областных уровнях вели системную методическую работу, располагали штатом экспертов по бюджетному и хозрасчетным системам учета. Финансовые и налоговые работники подвергали тщательной счетной проверке периодические и годовые отчеты всех субъектов, особенно хозяйствующих, на предмет правдивости и полноты данных.

Кроме того, государственные уполномоченные органы на системной основе обучали учетных работников на семинарах и курсах повышения квалификации. Правда, и в настоящее время налоговые органы ведут контроль за достоверностью балансов и отчетности крупных и средних налогоплательщиков. Но этого не скажешь о предприятиях местного подчинения…

В рыночной экономике особое место занимают государственные закупки товаров и услуг. В нашей республике, начиная с 1995 года, они регулируются специальными нормативными актами и законами, которые постоянно претерпевают изменения. По данным правоохранительных и контролирующих органов, основной удельный вес коррупционных правонарушений приходится на сегмент госзакупок. Но львиная доля нарушений в этой сфере обусловлена элементарным незнанием законодательных нюансов.

Начиная с этого года государственные закупки производятся через электронные торги путем запроса ценовых предложений. Это, бесспорно, прогрессивная мера на пути снижения правонарушений и упрощения процесса. Но, по нашему мнению, при любых изменениях нормативных актов и законов в плановом порядке нужно бесплатно обучать всех заинтересованных лиц, чтобы все новеллы были поняты ими и нашли правильное применение.

Что мы имеем на практике? Уполномоченными органами разъяснения по факту введения практики электронных госзакупок в регионах организованы не были. Но зато различные фирмы активно начали предлагать свои услуги по обучению практике применения инновации за «весьма умеренную плату»: от 30 до 50 тыс. тенге с человека без учета командировочных в Астану или Алматы (ведь в областях таких специалистов нет!). Но, что любопытно, как правило, все подобные тренинги проводятся с участием работников уполномоченного органа Минфина, обеспечивая им надбавку к жалованию.

Таким образом, из-за отсутствия возможности получения компетентной консультации участникам госзакупок нередко приходится принимать решения на свой страх и риск. А это прямой путь к «коррупционным нарушениям».

В связи с изложенным считаем необходимым организовать на региональном уровне в составе территориальных департаментов и управлений центральных уполномоченных органов службы по бухгалтерскому учету, финансовой отчетности и государственным закупкам, усилив их опытными и квалифицированными кадрами. Ввести в практику проведение разъяснительных и методологических работ, особенно при принятии и внесении изменений в законодательные акты, касающиеся регулирования деятельности в этой сфере. Пересмотреть существующую систему переподготовки и сертификации кандидатов на должность профессиональных бухгалтеров, значительно увеличив сеть специализированных организаций с одновременным упрощением условий их деятельности.

Наряду с этим в целях обеспечения правильности составления и достоверности отчетной документации вменить в обязанность налоговых органов и инспекции финконтроля периодические проверки состояния учета на местах, а также законодательно закрепить за местными финорганами право проводить один раз в год счетную проверку бухгалтер­ского баланса хозсубъектов.

Сеитсултан АИМБЕТОВ,

депутат Мажилиса Парламента, Калказбек АЖИБЕКОВ,

депутат Кызылординского областного маслихата

Газета "Казахстанская правда"


Рассказать друзьям:

Возврат к списку