Учёт

Бизнес в кризис: обновление и новые возможности

1247

Булат Садыков, управленческий консалтинг и обучение

 

Сегодня подавляющее большинство предпринимателей оказались один на один с проблемой понимания дальнейших перспектив для своего бизнеса. Вопрос сложный, но решаемый, так как это не какие-нибудь сакральные знания, а вопрос управленческих технологий принятия рациональных решений, алгоритм которых включает в себя шаги:

Шаг 1: Сформулируйте цели своей компании на 2020-2023 гг.

Как бы странно это не звучало, но несмотря на всю сложность и неопределенность ситуации на рынке в настоящий момент, очень важно ясно сформулировать желаемые среднесрочные цели по следующим стратегическим перспективам развития:

  • клиенты, партнеры, товары/услуги;
  • бизнес-процессы, проекты, мероприятия;
  • развитие в сфере управления, персонала и технологий;
  • финансы: прибыль, движение денежных средств и баланс предприятия.

Шаг 2: Оцените текущее состояние продаж 2017-2019гг.

Когда вы определились с целями бизнеса, теперь важно провести объективный анализ текущего состояния своей компании по основным показателям коммерческой деятельности:

  • анализ динамики продаж - анализируется объем продаж в динамике по времени, темпы роста, сравнение с планами, прибыльность…
  • анализ структуры продаж - анализируется объем, доля продаж в разрезе отдельных товарных групп/услуг, в разрезе клиентов, торговых точек, дилеров, филиалов и регионов…
  • анализ факторов влияния на продажи - анализируются внешние факторы (сезонность, общая динамика рынка, законодательство, конкуренты) и внутренние факторы (активность компании на рынке, каналы сбыта, ассортимент товаров/услуг, ценообразование, клиенты, персонал), которые оказывают влияние на продажи и в то же время являются индикаторами для возможного дальнейшего роста компании.

Диагностика продаж, позволит определить тенденции развития компании, провести план-фактовый сравнительный анализ показателей, выявить причины, влияющие на продажи, оценить реалистичность и объективность текущей системы планирования.

Шаг 3: Разработайте план конкретных задач до конца 2020 года

Завершающим этапом является разработка или актуализация годовых финансовых и нефинансовых показателей деятельности компании, который включает в себя:

  • финансовый план 2020 г. - необходимо разработать  либо актуализировать имеющийся план ежемесячных финансовых показателей в разрезе финансового, операционного и инвестиционного бюджетов;
  • годовой операционный план 2020 г.назначение данного корпоративного документа, заключается в том, чтобы перевести стратегические цели в набор конкретных поставленных задач для исполнителей, с указанием сроков, ответственных и формой результатов;
  • система отчётности по контролю выполнения поставленных задач - очень важно определить формат и содержание отчетных данных, которые необходимо формировать и анализировать на регулярной основе. Это позволит оценить объективность намеченных целей и оперативно реагировать на любые отклонения от плановых показателей.

И в завершение мне хотелось бы напомнить, что любой кризис - это еще и возможности для развития, как бы банально это не прозвучало. Не растеряться, сохранять спокойствие, конструктивность в решениях и последовательность в своих действиях, – вот залог успеха в любой, даже самой сложной, ситуации в условиях кризиса и неопределенности рынка.