Учёт

Актуальные вопросы по применению ККМ. Что нового?

1364

Как известно, на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, сообщает Учет.kz.

Справочно:

Денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек и (или) мобильных платежей.          

Контрольно-кассовая машина: - электронное устройство с блоком фискальной памяти без функции передачи данных, - аппаратно-программный комплекс с (без) функцией (-и) фиксации и (или) передачи данных, - электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Кто должен применять ККМ

Налоговое законодательство Казахстана обязывает предпринимателей, оказывающих услуги или занимающихся реализацией товаров за наличный расчет, применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Это необходимо для того, чтобы вести учет денежных поступлений, а чек является своеобразным договором купли-продажи и гарантией для покупателя.

Какие меры применяются к налогоплательщикам, не применяющим ККМ

Согласно статье 284 Кодекса об административных правонарушениях за: неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении на территории Республики Казахстан денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-кассовой машины, являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования,

- влечет предупреждение.

Действия (бездействие), совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания,

- влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства - в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

        Невыдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека либо выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу

- влечет предупреждение.

Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания,

- влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока месячных расчетных показателей.

         Также согласно статье 195 КоАП отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обязанного принимать платежи с использованием платежных карточек, при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Казахстан, оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, -

влечет предупреждение.

Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.

Гражданский контроль. Кроме того, с 1 января 2021 года статья 22 Налогового кодекса дополнена пунктом 14, согласно которому в целях общественного контроля в борьбе с теневой экономикой предусмотрено вознаграждение лицу, сообщившему о фактах нарушения применения контрольно-кассовой машины и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, в случае подтверждения такого факта.

 В соответствии с поручениями Главы государства об активизации в период действия моратория инструментов саморегулирования, общественного контроля с 20 октября 2021 года возобновлена акция «Гражданский контроль – требуй чек» по выявлению фактов невыдачи фискальных чеков ККМ либо отказа в приеме оплаты по платежным картам.

В акции «Гражданский контроль – требуй чек» может принять участие любой желающий. Все направленные обращения рассматриваются органами государственных доходов.

Чтобы сообщить о фактах нарушения невыдачи фискального чека или отказе в приеме оплаты по платежным картам, граждане могут отправить жалобу с приложением видеоматериала, скачав бесплатное мобильное приложение WIPON CASHBACK с App Store и Play Market и получить вознаграждение (1000 тенге за минусом ИПН) на баланс телефона в случае подтверждения факта нарушения невыдачи фискального чека.

Для идентификации сведения о предпринимателе покупатель может считать информацию с QR-кода, размещенного в кассовой зоне предпринимателя.

Отметим, акция направлена на повышение гражданской активности, воспитание правовой культуры граждан в вопросах защиты собственных интересов как потребителей товаров, работ и услуг, сокращение размеров теневой экономики, а также стимулирование добросовестной конкуренции среди предпринимателей.

Какая работа проводится налоговыми органами по администрированию ККМ

Налоговые органы в соответствии со ст. 94 Налогового кодекса проводят камеральный контроль на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика. Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса и (или) уплаты налогов и платежей в бюджет.

На сегодня проводится большая работа по неактивным ККМ. Это те ККМ, по которым не поступают сведения от операторов фискальных данных (с филиалами «Казахтелекома», «Транстелекома», «Казтранскома», «Билайна»). Поэтому обращаемся  к налогоплательщикам, чтобы проверили свои ККМ на активность, т. е. имеется ли договор с операторами фискальных данных.

Также имеется очень много задвоенных ККМ, т. е. многие ККМ привязаны к номеру телефона, при его смене остаются в базе ККМ, которые не используются.

Всеми управлениями государственных доходов в настоящее время проводится инвентаризация на активность ККМ, в связи с чем направляются уведомительные письма. Направленные письма носят рекомендательный характер и не нарушают права налогоплательщиков. Хочется отметить, что многие налогоплательщики на данные уведомительные письма отреагировали положительно и самостоятельно устранили нарушение, поставили на учет ККМ.