Учёт

Как успешно закрыть год: шпаргалка для бухгалтера

40608
Декабрь - один из самых сложных месяцев в году для бухгалтера. Нужно успеть максимально подготовиться к составлению годовой отчетности. В этой статье расскажем, как закрыть год, чтобы не было претензий у контролирующих органов.

Итак, в декабре необходимо:

Первичка и ЭСФ

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Операции и события отражаются в бухгалтерском учете своевременно, в хронологическом порядке с подкреплением бухгалтерских записей оригиналами первичных документов.

Поэтому в декабре желательно проверить наличие и правильность оформления первичных документов, копии заменить на оригиналы. А также сверить количество полученных и выданных ЭСФ, отраженных в программе 1С и на портале ИС ЭСФ.

Если были найдены ошибки, которые привели к занижению налоговой базы, не забудьте подать дополнительные декларации.

Закрытие Дт/Кт задолженности

Взаимозачет может возникнуть, когда одна компания отправила другой товары или оказала услуги, а другая во встречном порядке отгрузила товары или предоставила услуги. 

У обеих сторон возникли встречные требования на сумму отгруженных товаров или оказанных услуг, поэтому кроме традиционных денежных расчетов можно применить зачет встречных требований. 

Поэтому обязательно в декабре проверяем оборотку и проводим закрытие дебиторской/кредиторской задолженности по счетам взаиморасчетов.

Акт сверки взаиморасчетов

Документ «Акт сверки взаиморасчетов» предназначен для проведения сверки взаиморасчетов организации с контрагентами.

Сверка взаиморасчетов может быть проведена как сразу по всем договорам с контрагентами, так и по конкретному договору. Обязательно указываем период, за который необходимо провести сверку. Сверку можно производить как в тенге, так и в иностранной валюте.

Инвентаризация

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация всех активов и обязательств не менее одного раза в год.

Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается и утверждается инвентаризационная комиссия.

Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи - это документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности оформляется Актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с приложением Акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.

По результатам инвентаризации расчетов выявляется задолженность с истекшим сроком исковой давности. Такую Дт и Кт задолженности списываем с учета соответствующим приказом. Порядок определения сроков исковой списания закреплен в ст. 230 НК РК «Доход по сомнительным обязательствам» и в ст. 248 НК РК «Вычет по сомнительным требованиям». Отражение списания в учете.

Уделите особое внимание сверке данных по налогам, взносам и отчислениям на лицевых счетах и в программе 1С. Такая сверка поможет избежать штрафов и пеней, так как нередко платежи зависают из-за неверно указанных реквизитов. В идеале сверяться с контролирующими органами нужно ежеквартально после сдачи налоговой отчетности.

Баланс рабочего времени и график отпусков

Так как очередность предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков работникам определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения работников, работодатель обязан ежегодно утверждать график отпусков на следующий год.

График отпусков рекомендуется составлять в декабре текущего года на будущий год, так как некоторые сотрудники могут собраться пойти в отпуск уже в январе следующего года.

Поэтому в декабре знакомимся с балансом рабочего времени на 2023 год и составляем график отпусков.

Резервы

Организации обязаны создавать ряд резервов в бухгалтерском учете (резерв на оплату отпусков, резерв по сомнительным долгам). По состоянию на 31 декабря нужно проверить остатки всех сформированных резервов. В зависимости от вида резерва и ситуации неиспользованные суммы включаются в доходы либо переносятся на следующий год.

После проверки резервов текущего года необходимо сформировать резервы на следующий год. Если резерв не является обязательным, организация имеет право отказаться от его создания в новом отчетном году.

Экспресс-проверка 1С

В программе 1С существует возможность автоматически проверить ведение учета. Для этого предусмотрена специальная операция, которая называется «Экспресс-проверка ведения учета» – это средство, помогающее пользователю в любой момент времени получить как сводную, так и достаточно детальную информацию о состоянии данных его информационной базы.

Экспресс-проверка представляет собой набор проверок, сгруппированных по разделам учета. Каждая такая проверка контролирует отсутствие ошибок в данных информационной базы. Контроль может заключаться в соответствии учетных данных тем или иным положениям законодательства или в соответствии данных внутренним алгоритмам, заложенным в программу разработчиком.

Выполнив экспресс-проверку, пользователь получает отчет о ее результатах, в котором выводится детальная информация об ошибке. В зависимости от конкретной проверки это может быть период, в котором обнаружена ошибка, остатки и обороты по бухгалтерским счетам и другим учетным регистрам, отдельные документы, в которых алгоритмом проверки были найдены ошибки.

Каждая компания в декабре текущего года обязательно должна произвести закрытие года непосредственно в программе 1С.

Закрытие производится операцией «Закрытие месяца» - документ, который проводит большую часть регламентных операций по бухгалтерскому и налоговому учету.

Документ состоит из перечня статей регламентных операций бухгалтерского и налогового учета, установленных в порядке их закрытия. Каждая регламентная операция для каждой организации должна быть произведена только один раз за каждый месяц.

Нижеприведенные операции обязательно должны проводиться при закрытии года:

Реформация баланса - при выполнении операции «Реформация баланса» сальдо счета 5710 «Итоговая прибыль, итоговый убыток» закрывается на счет 5610 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток отчетного года». Операцию «Реформация баланса» следует выполнять в конце отчетного года.

Закрытие подотчетных сумм - при выполнении данной операции отрицательные остатки на счетах 1251 и 2151 переносятся на счета 3386 и 4166.

Зачет авансовых платежей по налогам и сборам - при выполнении данной операции авансовые платежи по налогам, находящиеся на счетах 1410 и 1430, закрываются на счета 3110, 3120, 3140-3190 в пределах начисленных сумм по соответствующим налогам.

Расчет доходов и вычетов по фиксированным активам (НУ) - при выполнении данной операции отрицательные стоимостные балансы групп (по группам, в которых ведется пообъектный учет - подгрупп) налогового учета относятся на доходы предприятия в соответствии со ст. 87 НК РК. Данный вид дохода классифицируется как «Доходы от превышения стоимости выбывших фиксированных активов над стоимостным балансом подгруппы». Стоимостный баланса таких групп (подгрупп, если учет в группе пообъектный) становится равным 0 (нулю).

Расчет вычета по реализованным товарам - операция предназначена для расчета вычета по реализованным товарам.

Расчет вычетов по налогам, уплаченным в бюджет - операция предназначена для расчета вычета, предусмотренного статьей 115 НК РК, по начисленным налогам, уплаченным в бюджет. Вычет производится в отношении налогов, для которых в справочнике «Налоги, сборы, отчисления» указан признак «Относить на вычеты в пределах уплаченной суммы налога». При расчете не учитываются данные, отраженные с видом учета ПР. Операция может быть выполнена только для предприятий, применяющих балансовый метод учета временных разниц.

Отложенные налоговые активы и обязательства - при расчете отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств учитывается ставка налога на прибыль, указанная в регистре сведений «Сведения о ставках налогов, сборов и отчислений».

В случае если сумма вычетов по налоговому учету превышает полученный налогооблагаемый доход по временным разницам, то произведется признание отложенного налогового актива. Сформируется проводка Дт 4310 «Отложенные налоговые обязательства по корпоративному подоходному налогу», Кт 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу» на сумму, рассчитанную по формуле: «Сумма превышения * Ставка налога на прибыль / 100».

В случае если сумма доходов по налоговому учету превышает вычеты по временным разницам, то произведется признание отложенного налогового обязательства. Сформируется проводка Дт 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу», Кт 4310 «Отложенные налоговые обязательства по корпоративному подоходному налогу» на сумму, рассчитанную по формуле: «Сумма превышения * Ставка налога на прибыль / 100».

Расчет налога на прибыль - при выполнении данной операции рассчитывается сумма налога на прибыль как сумма налогооблагаемого дохода по налоговому учету * Ставка налога на прибыль / 100. В результате формируется проводка для начисления налога на прибыль Дт 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу», Кт 3110 «Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате».
Проверка договоров

В конце года проанализируйте все имеющиеся договоры с контрагентами и работниками. Цель проверки — выявить те договоры, по которым истекает срок действия. Если договор не содержит условия об автоматическом продлении на следующий год, его нужно перезаключить или составить дополнительное соглашение о пролонгации.

Учетная политика

Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и Типовым планом счетов бухгалтерского учета исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Если в организации изменились условия деятельности, способы ведения учета или появились новые требования в законодательстве, необходимо пересмотреть учетную политику.

Корректировка авансовых платежей по КПН

Если руководство компании считает, что сумма исчисленного за отчетный год КПН будет ниже представленных сумм авансовых платежей по КПН, то можно представить расчет по форме 101.02 в сторону уменьшения до 31 декабря 2022 года за 2022 год. 

Дополнительный расчет суммы АП по КПН, подлежащей уплате за период после сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период, составляется исходя из предполагаемой суммы дохода за отчетный налоговый период и представляется за месяцы отчетного налогового периода, по которым не наступили сроки уплаты авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.

Как практически рассчитать сумму авансовых платежей (форма 101.02) по КПН?

Как правильно рассчитать авансовые платежи по КПН (101.01 и 101.02) впервые

Пример заполнения ФНО 101.02 (Расчет суммы авансовых платежей по КПН после сдачи декларации)

Дополнительный Расчет авансовых платежей по КПН (101.02)


Также рекомендуем посмотреть записи вебинаров:

Подготовка к закрытию года в 1С: Бухгалтерии

Как успешно закрыть год