Учёт

Нецелевое использование условно выпущенных товаров - майнинг

172

Таможенные споры

Юридическое лицо

Иные таможенные вопросы


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «N» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган).

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу целевого использования условно выпущенных товаров - серверного оборудования, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 189 806,0 тыс.тенге.

Компания «N» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

По мнению Компании «N», вывезенное в Российскую Федерацию (далее – РФ) серверное оборудование, утратило статус условно выпущенных товаров, в связи с приобретением 10.05.2022г. статуса товаров Евразийского Экономического Союза (далее – ЕАЭС), прекращением ограничений по пользованию и (или) распоряжению и обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в силу положений пункта 4 статьи 216 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) и введенного с 05.02.2023г. Приказа Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее – МЦРИАП) от 23.01.2023г. №23/НҚ о внесении изменения в приказ МЦРИАП от 18.03.2019г. №10/НҚ «Об утверждении перечня товаров, импорт которых освобождается от НДС» (далее – Приказ МЦРИАП от 23.01.2023г. №23/НҚ).

Относительно не подтверждения целевого использования серверного оборудования, находящегося на территории РФ, Компания «N» ссылается на ответ хранителя товаров российской компании о надлежащем хранении всего количества серверного оборудования и наличия его на складе, расположенного по адресу: РФ, город «М», а также временной невозможностью вывоза указанного оборудования из РФ обратно в Казахстан, в связи с введением Правительством РФ запрета на вывоз из страны серверного оборудования товарной позиции 874150 ТН ВЭД ЕАЭС с приложением актов визуального осмотра товаров.

Согласно дополнению к жалобе, на основании дополнительных соглашений к договорам хранения, Сторонами было принято решение о смене места хранения и перевозки серверного оборудования для хранения на новый склад по адресу: РФ, город «А».

Компания «N» в жалобе указывает на недопустимость использования писем российских таможенных органов в качестве доказательства, подтверждающего обстоятельство не подтверждения целевого использования товаров, с учетом нарушения требований статьи 16 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза, совершенном в Санкт-Петербурге 21.05.2010г., ратифицированном Законом Республики Казахстан от 30.06.2010г. №311-IV.

В жалобе отмечается несоблюдение таможенным органом требований пункта 1 статьи 400 Кодекса с учетом предоставления Компанией «N» документов, подтверждающих использование товаров в целях и с соблюдением условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами:

  • договоров хранения серверного оборудования, заключенные между Компанией «N» и российской компанией, о принятии на хранение серверного оборудования;
  • бухгалтерские документы Компании «N», подтверждающие нахождения серверного оборудования, хранящегося на территории РФ, на балансе юридического лица в качестве основных средств, без признаков реализации либо иного отчуждения третьим лицам.

На основании изложенного, Компания «N» просит отменить уведомление о результатах проверки, вынесенное таможенным органом.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, Компанией «N» в период с февраля 2020 года по июль 2021 года на основании договоров дарения из Гонконга, страна отправления – Китай, осуществлен ввоз серверного оборудования в количестве 2 222 штук, оформленных по 6 ДТ по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 8471 50 000 0, с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и освобождением от уплаты НДС.

Впоследствии после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка, в целях установления правомерности предоставления освобождения по уплате НДС в рамках статьи 399 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс).

При изучении представленных Компанией «N» и таможенным органом документов и сведений установлено следующее. 

В ходе проверки таможенным органом были направлены в адрес Компании «N» требования от 16.03.2022г. и 25.03.2022г. о предъявлении товаров и (или) предоставлении документов и сведений при таможенной проверке, на которые Компанией «N» были представлены бухгалтерские документы и письмо от 01.04.2022г. со сведениями о местонахождении и мест хранения серверного оборудования.

Таможенным органом было установлено, что согласно бухгалтерским документам на балансе Компании «N» числится 2 222 единиц серверного оборудования, которые были вывезены согласно договорам хранения на ответственное хранение по адресу: РФ, город «М».

В рамках взаимной административной помощи в соответствии со статьей 373 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенным органом направлено письмо от 19.04.2022г. в Федеральную таможенную службу РФ (далее – ФТС РФ) о предоставлении информации по серверному оборудованию с указанием серийных номеров, вывезенных Компанией «N» из Республики Казахстан для ответственного хранения в РФ.

Ответным письмом от 16.06.2022г. от ФТС РФ получена информация, что в рамках исполнения поручения должностным лицом отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров 07.06.2022г. проведена форма таможенного контроля в виде таможенного осмотра помещений и территорий по адресу: РФ,                             город «М».

По результатам таможенного контроля установлено, что по вышеуказанному адресу серверное оборудование отсутствует.   

В соответствии со статьей  400 Кодекса в отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 202 Кодекса, соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, в связи с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов считается неподтвержденным, если при проведении таможенного контроля в отношении таких товаров таможенному органу в совокупности:

1) не представлены документы, подтверждающие использование указанных товаров в целях и с соблюдением условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами;

2) не предъявлены указанные товары либо не подтверждено место их нахождения.

Таким образом, приведенные в жалобе Компании «N» доводы относительно целевого использования серверного оборудования, находящегося на хранении на территории РФ по адресу: РФ, город «М» не нашли подтверждения по результатам таможенного контроля ФТС РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 17) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса серверное оборудование ввозилось не для хранения на складах РФ, а исключительно в целях использования при осуществлении приоритетной деятельности на территории Республики Казахстан. 

В ходе рассмотрения жалобы Компанией «N» были представлены дополнительные соглашения к договорам хранения с указанием нового адреса хранения серверного оборудования в количестве 2 222 штук и наличия его на складе, расположенного по адресу: РФ, город «А».

Однако Компания «N» в период проведения таможенной проверки не вправе была вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы в соответствии с пунктом 15 статьи 418 Кодекса.

При этом новые акты визуального осмотра товаров, находящихся на складе от 28.02.2023г., приложенные к вышеуказанным дополнительным соглашениям не могут быть приняты в качестве подтверждающих документов, так как они являются идентичными с актами визуального осмотра товаров, находящихся на складе от 13.05.2022г.,  вплоть до времени составления акта (заменена только дата проведения осмотра), находящихся на первом складе в городе «М», акты составлены одним и тем же сотрудником склада хранения, отсутствуют оттиски печатей ответственного хранителя товаров российской компании.

Необходимо отметить, что Компанией «N» не предоставлены документы по перемещению серверного оборудования в РФ, а также транспортные документы по их перемещению на территории РФ со склада города «М» на склад города «А».

В соответствии с пунктом 1 статьи 202 Кодека условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Пунктом 2 статьи 202 Кодекса в отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, должны соблюдаться цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, в связи с применением таких льгот.

Пунктом 9 статьи 202 Кодекса установлено, что условно выпущенные товары приобретают статус товаров ЕАЭС после прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов – в отношении товаров, указанных в подпункте 1) пункта 1 данной статьи.   

Вместе с тем в соответствии с приказом МЦРИАП от 23.01.2023г. №23/НҚ ограничение по пользованию и (или) распоряжению товарами, ввезенными до 10.05.2022г. налогоплательщиками, являющимися участниками Технопарка, в целях использования при осуществлении приоритетного вида деятельности по оказанию услуг посредством центров обработки данных (Data-центров), предоставляющих инфраструктуру лицам, осуществляющим деятельность по цифровому майнингу, прекращается 10.05.2022г. 

В соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 216 Кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, прекращается у декларанта при истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и ( или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 11 данной статьи.

Подпунктом 2) пункта 11 статьи 216 Кодекса установлено, что в случае совершения действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением таких льгот, в том числе, если совершение таких действий привело к утрате таких товаров, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 10 данной статьи, считается первый день совершения указанных действий.

На основании изложенного, учитывая несоблюдение Компанией «N» цели и условия предоставления льгот, предусмотренные положениями статьи 202 Кодекса, до установленного Приказом МЦРИАП от 23.01.2023г. №23/НҚ срока ограничения по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами, начисление НДС по результатам таможенной проверки таможенного органа является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.

Теги: майнинг