Учёт

Уплата антидемпинговой пошлины (отсутствует сертификат)

293

1. Таможенные споры

2. Юридическое лицо

3. Иные таможенные вопросы


Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «D» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган).

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности освобождения от уплаты антидемпинговой пошлины при импорте товара – «шины пневматические резиновые для автобуса», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 49 026,1 тыс. тенге.

Компания «D» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «D» сообщает, что является отечественным производителем городских и пригородных автобусов и владельцем свободного склада. Также имеется Соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств товарной позиции 8702 ТН ВЭД от 24.07.2014г. и Специальный инвестиционный контракт от 07.03.2017г., что в свою очередь дает преференции в виде освобождения от таможенных пошлин и НДС. Основным поставщиком машинокомплектов для сборки автобусов является компания «Z» (Южная Корея), а шины входят в состав машинокомплекта, которые приобретаются вышеуказанным отправителем у производителя шин «K» (Южная Корея).

На момент проведения таможенной проверки по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 4011 20 900 «Шины пневматические резиновые для автобуса», оформленные по таможенной процедуре «Свободный склад» - ИМ 77, по запросу таможенного органа был представлен сертификат соответствия формы Е4 на шины марки «K» от производителя товара, где прописана страна происхождения и наименование производителя. Сертификат происхождения товара во время проведения таможенной проверки отсутствовал.

В связи с пандемией COVID-19 многие предприятия в Южной Корее закрыты, что в свою очередь усложнило получение сертификатов.

После дополнительного запроса, было получено письмо от производителя шин «K», где они подтверждают страну происхождения товара Южная Корея, и сообщают что, в соответствии с законодательством Южной Кореи получение сертификата происхождения товара не требуется в случае внутренней торговли. А также получен сертификат происхождения товара от поставщика машинокомплектов компании «Z».

Компания «D» просит учесть приложенные к жалобе документы, так как произведенные и ввезенные с Южной Кореи товары, не попадают под действия специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В подтверждение о происхождении товаров из Южной Кореи Компанией «D» дополнениями от 21.10.2021г., от 18.11.2021г. и от 26.11.2021г. к жалобе представлены 16 копии сертификатов о происхождении товаров – «шины пневматические резиновые для автобуса» с переводом на русский язык и отметкой в графе 5 «Заметки» - для непреференциальных целей.

На основании вышеизложенного, Компания «D» просит отменить уведомление об устранении нарушений полностью на общую сумму 49 026,1 тыс. тенге, в том числе, антидемпинговая пошлина - 41 790,2 тыс. тенге и пеня - 7 235,9 тыс. тенге.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с п.5 ст. 89 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) по товарам, находящимся под таможенным контролем в соответствии с выбранной таможенной процедурой, таможенный орган вправе исчислить или пересмотреть суммы таможенных платежей, налогов, пеней, процентов, подлежащие уплате, в течение срока нахождения товаров под таможенным контролем и трех лет.

Согласно ст. 397 Кодекса при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Кроме того, в соответствии со ст. 398 Кодекса таможенные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в Республике Казахстан.

В рассматриваемом случае Компанией «D» на основании внешнеэкономических контрактов, заключенных с компанией «Z» (Южная Корея), осуществлен ввоз из Южной Кореи товаров – «шины пневматические резиновые для автобусов», размер 11R-22.5, с помещением под таможенную процедуру свободного склада (ИМ 77) и заявлением кода ТН ВЭД – 4011 20 900 0, как «Шины и покрышки пневматические резиновые новые, для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121» по 21 ДТ в количестве 1 365 шт.

Таможенная процедура свободного склада является таможенной процедурой, применяемой в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Учитывая вышеуказанную норму, декларирование данных товаров производилось без уплаты пошлин и налогов.

В рамках реализации Соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС от 24.07.2014г., заключенного с Министерством индустрии и новых технологий РК, Компанией «D» на свободном складе в соответствии с технологическими операциями осуществлялась промышленная сборка автобусов, в том числе - установка ходовых колес, то есть шины, импортированные с Кореи на свободный склад, устанавливались на автобусы.

Завершение таможенной процедуры свободного склада товаров – шины пневматические резиновые в количестве 994 штук, входящих в состав готовой продукции, производилось путем помещения готовых изделий – автобусы под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) по 18 ДТ.

Согласно п.2 ст. 298 Кодекса при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада при условии идентификации в указанных товарах иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада и использованных при изготовлении товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада.

При этом для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободного склада.

В соответствии с п.2 Специального инвестиционного контракта от 07.03.2017г. (далее - СИК), заключенного между Комитетом по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК и Компанией «D», а также дополнительным соглашением от 10.06.2019г. к СИКу, предметом СИКа является предоставление Юридическому лицу инвестиционных преференций в виде:

освобождения от обложения таможенными пошлинами импортируемых для производства готовой продукции в соответствии с Приложением к СИКу сырья и (или) материалов, предусмотренных законодательством РК в сфере предпринимательства в рамках специального инвестиционного проекта;

освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров в составе готовой продукции, произведенной на территории зоны свободного склада в соответствии с налоговым законодательством РК.

На основании пункта 2 СИКа Компания «D» при завершении и помещении готовой продукции - автобусы, в состав которой включены шины, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) освобождено от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС, рассчитанных при помещении иностранных товаров – «комплектующие материалы» под таможенную процедуру свободного склада (ИМ 77).

При этом в декларациях на товары, оформленных по таможенным процедурам свободный склад (ИМ 77) и выпуск для внутреннего потребления (ИМ 40), расчет и начисление антидемпинговой пошлины на товары – «шины пневматические резиновые для автобусов» не производились.

Впоследствии после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка в отношении вышеуказанных таможенных деклараций, оформленных Компанией «D» по таможенным процедурам свободный склад (ИМ 77) и выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40). По итогам проверки таможенный орган считает, что в нарушении норм таможенного законодательства Компанией «D» не произведена уплата антидемпинговой пошлины.

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015г. № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение № 154) предусмотрена антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в размерах согласно приложению № 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению № 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии со ст. 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Законом Республики Казахстан от 14.10.2014г. № 240-V ЗРК) для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Евразийской экономической комиссией.

В реализацию данного положения утверждено Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018г. №49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» (далее – Решение № 49).

Пунктом 20 Решения № 49 установлено, что происхождение товаров подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара:

1) декларация о происхождении товара;

2) сертификат о происхождении товара.

При этом согласно п.23 Решения № 49 происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, установленных п.24 и 25 настоящих Правил.

Так, п.25 Решения № 49 определено, что при ввозе товара, аналогичного тем, в отношении которых в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, его происхождение должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, когда защитная мера соблюдена (например, уплачена антидемпинговая пошлина) либо общая таможенная стоимость аналогичного товара не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США.

Пунктом 14 Решения № 49 установлено, что под аналогичными товарами понимаются товары, классифицируемые тем же кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.

Кроме того, приложением к Решению № 49 установлены требования к оформлению сертификата о происхождении товара для непреференциальных целей, которым установлено, что если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «à des fins non préférentielles».

Таким образом, при таможенном декларировании товаров, указанных в Решении № 154, для освобождения от уплаты антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением № 49 необходимо предоставление в таможенный орган сертификата о происхождении товара, содержащего отметку «для непреференциальных целей», подтверждающего изготовление товаров за пределами Китайской Народной Республики.

В этой связи таможенным органом в адрес Компании «D» направлено требование от 08.01.2021г. о предоставлении оригиналов сертификатов о происхождении товара, сведения о технических характеристиках товара, размеры шин и т.п.

Компания «D» в ответе от 21.01.2021г. на запрос пояснило, что отправитель не представляет сертификаты о происхождении товаров, так как шины ввозятся в составе комплектующих запчастей и материалов для сборки автотранспорта. По представленным пояснениям размер шины составляет 11R22.5, обозначение категорий скорости – L (максимально допускаемая скорость - 120 км/ч).

В соответствии с приложением № 1 к Решению № 154 ставка антидемпинговой пошлины на прочих производителей КНР составляет 35,35% от таможенной стоимости.

В нарушение требований, установленных Решением № 49, Компанией «D» не предоставлены сертификаты о происхождении товара, содержащие отметку «для непреференциальных целей», что повлекло неправомерное освобождение от уплаты антидемпинговой пошлины в размере 35,35% от таможенной стоимости.

Учитывая отсутствие непреференциального сертификата о происхождении товара, таможенным органом произведено начисление антидемпинговой пошлины и пени по результатам таможенной проверки.

Вместе с тем при рассмотрении жалобы Компанией «D» письмами от 21.10.2021г., от 18.11.2021г. и от 26.11.2021г. представлены 16 копии сертификатов о происхождении товаров от 14.10.2021г., 16.11.2021г. и 26.11.2021г. с отметкой «для непреференциальных целей» на объем ввезенных с Южной Кореи пневматических шин, по которым таможенным органом начислена антидемпинговая пошлина.

В соответствии с пунктом 10 требований к сертификату о происхождении товара, утвержденных Решением № 49, сертификат рассматривается в качестве документа о происхождении товара в течение одного года с даты его выдачи.

Тем самым, принимая во внимание представление Компанией «D» сертификатов, содержащих отметку «для непреференциальных целей» и подтверждающих изготовление товаров за пределами Китайской Народной Республики, начисление антидемпинговой пошлины по результатам таможенной проверки таможенного органа является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению антидемпинговой пошлины признаны неправомерными.