Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в возврате в связи нарушениями в Заявлениях о ввозе и запросом в РФ

678

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2020г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату и не подлежащей уплате в бюджет в сумме 50 876,6 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки была подтверждена сумма превышения НДС в размере 19 405,2 тыс.тенге по причине нарушения требований Правил заполнения и представления налоговой отчетности формы 328.00 «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов», а также отказано в возврате НДС в сумме 35 064,6 тыс.тенге, в связи с присвоением Компанией «А» высокой степени риска, а также не получения ответа на запрос от 01.06.2021г. по покупателю-Компании «Т».

Компанией «А» отмечено, что отсутствие ответа на запрос от 01.06.2021г. по вышеуказанному покупателю, не является основанием для отказа в возврате НДС, согласно «Правил об утверждении возврата превышения налога на добавленную стоимость» утвержденным Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. № 391 (далее – Правила №391).

В частности, в соответствии с подпунктом 1) пункта 14 Правил №391 не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с непосредственным поставщиком.

В жалобе также, отмечено, что Компанией «А» не нарушены нормы, установленные пунктом 9 приложения №1 Правил №391 и пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса, согласно которых установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возврате НДС.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет составила в сумме 50 876,6 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2020г. за период с 01.10.2020г. по 31.12.2020г. в сумме 50 876,6 тыс.тенге.

По результатам тематической налоговой проверки, сумма превышения НДС, не подлежащая возврату за период проверки с 01.07.2020г. по 31.12.2020г. составила 54 929,4 тыс.тенге, в том числе:

- 356,6 тыс.тенге, не подлежит возврату в связи с наличием нарушений поставщиков 1-го уровня;

- 103,0 тыс.тенге, не подлежит возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР);

- 19 405,2 тыс.тенге, не подлежит возврату в связи с выявленными нарушениями в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

- 35 064,6 тыс.тенге, не подлежит возврату по другим причинам, указанным в Разделе 2.13 настоящего акта налоговой проверки тенге.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

В свою очередь, Компанией «А» приведены доводы только в части не подтверждения к возврату сумм превышения НДС по нарушениям в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и в связи с направлением запроса в Российскую Федерацию.

При этом, документы, подтверждающие доводы Компании «А», к жалобе не приложены

1. Отказ в возврате НДС в связи с установленными нарушениями при заполнении «Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»

Согласно пункту 1 и 2 статьи 452 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей, НДС относится в зачет в порядке, определенном главой 46 Налогового кодекса.

При импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза отнесению в зачет подлежит сумма НДС по импортированным товарам, уплаченного в установленном порядке в бюджет Республики Казахстан, в пределах исчисленных и (или) начисленных сумм.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» в декларации по НДС (форма 300.00) за 4 квартал 2020г. сумма НДС, относимого в зачет по строке 300.00.016II импорт с уплатой НДС из государств-членов Евразийского экономического союза (на основании декларации ф.320.00) составляет в сумме 19 405,2 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 2 статьи 456 Налогового кодекса при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам на бумажном носителе и в электронной форме либо только в электронной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, указанные в подпунктах 1) - 8) пункта 2 статьи 456 Налогового кодекса, в том числе заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме либо только в электронной форме.

Согласно информации налогового органа следует, что Компанией «А» импортировано масло пальмовое гидрогенизированное рафинированное дезодорированное по контракту от 10.06.2020г. №ГБН-2020 с Компанией «S» (Грузия) и в декларации по НДС за 4 квартал 2020г. Компанией «А» отнесена в зачет сумма НДС, уплаченная при импорте товаров из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в размере 19 405,2 тыс.тенге.

Вместе с тем, из акта налоговой проверки следует, что Компанией «А» нарушены требования Правил заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)» (далее – Заявления) утвержденных Приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 20.01.2020г. №39.

В частности, в Заявлениях в Разделе 1 в строке 01 некорректно указано лицо, заключившее контракт с Компанией «А», то есть не указана Компания «S» (Грузия).

В строке 05 некорректно указаны номер и дата контракта, заключенного между Компанией «S» (Грузия) и Компанией «А», не указаны номера и даты спецификаций к контракту, на основании которого импортированы товары на территорию Республики Казахстан с территории государства-члена.

Также при заполнении таблицы некорректно указаны:

- в графе 6 – стоимости товаров на основании сведений из счетов-фактур, подтверждающем приобретение импортированных товаров от Компанией «S» (Грузия);

- в графе 11 – номера счетов-фактур, в графе 12 – даты счетов-фактур

выписанных Компанией «S» (Грузия);

- в графе 15 – налоговые базы по НДС в национальной валюте РК;

- в графе 20 – суммы НДС, рассчитанные исходя из применяемой налоговой ставки, указанной в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.
Также, в Заявлениях не заполнен Раздел 3, то есть не указаны:

- в строке 08 – налогоплательщик государства-члена, с территории которого были экспортированы товары;

- в строке 09 – налогоплательщик государства, не являющегося государством-членом, в данном случае Компания «S» (Грузия);

- в строках 10 и 11 – коды государств, налогоплательщиками которых являются указанные лица;

- в строке 12 – реквизиты договора между указанными лицами.
Таким образом, Компанией «А» представлены Заявления с нарушениями, которые являлись основанием для исчисления уплаты сумм НДС при импорте товаров из государств-членов ЕАЭС.

В связи с чем, по результатам налоговой проверки не подтверждена сумма НДС, отнесенная Компанией «А» в зачет за 4 квартал 2020г. в размере 19 405,2 тыс.тенге по импорту из государств членов Евразийского экономического союза.

Следовательно, результаты налоговой проверки по не подтверждению к возврату сумм НДС в размере 19 405,2 тыс.тенге являются обоснованными.

2. Отказ в возврате НДС в сумме 35 064,6 тыс.тенге по другим причинам, указанным в Разделе 2.13 акта налоговой проверки

В рассматриваемом случае, Компанией «А» в декларации по НДС за 4 квартал 2020г. отнесена в зачет сумма НДС, уплаченная при импорте, государств, не являющихся членами ЕАЭС в размере 35 064,6 тыс.тенге.
В ходе проведения налоговой проверки установлено, что Компанией «А» импортированы свежие и сушеные фрукты и овощи из Республики Узбекистан по заключенному контракту с Компанией «S» (Грузия) от 22.05.2020г. № 220520.

Территориальным налоговым органом проведена камеральная таможенная проверка 01.10.2020г. за период с 01.07.2020г. по 29.07.2020г.. В ходе данной таможенной проверки установлено многократное занижение заявленной таможенной стоимости импортированных товаров.

В частности, по результатам указанной таможенной проверки проведено сравнение (сопоставление) заявленной стоимости товаров Компанией «А» со стоимостью задекларированных однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС иными участниками ВЭД в тот же или в соответствующий ему период времени поставок. В результате чего, проведена корректировка таможенной стоимости товаров, продекларированных Компанией «А» по 139 таможенным декларациям, где разница между заявленной и вновь принятой стоимостью для исчисления и расчета к доначислению таможенных пошлин и налогов составила 1 042 440,9 тыс.тенге (1 071 749,5 - 29 308,5).

Всего по вышеуказанному акту камеральной таможенной проверки от 01.10.2020г. начислено НДС в сумме 128 164,5 тыс.тенге, в том числе, НДС в размере 125 092,5 тыс.тенге, пеня в сумме 3 072,0 тыс.тенге.     

Следует отметить, что в ходе проведения налоговой проверки установлено, что по данным Заявлений и выписанных счетов-фактур, предоставленных Компанией «А», стоимость отправленных товаров (свежие и сушенные фрукты, овощи) в адрес Компании «Т» (Российская Федерация) на основании заключенного контракта от 27.05.2020г. № 01/2020, многократно занижена по сравнению со стоимостью данных товаров, импортированных из Республики Узбекистан, кроме того, не соответствует стоимости аналогичных (однородных) товаров, реализуемых иными участниками ВЭД и налогоплательщиками.

Таким образом, в деятельности Компании «А» усматриваются признаки применения схем по уклонению от уплаты налогов.

Пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса определено, что в случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящим Кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются в том числе: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме).

Также необходимо отметить, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 136 Налогового кодекса система управления рисками (далее – СУР) основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.

Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Согласно пункту 3 данной статьи Налогового кодекса цели применения налоговыми органами СУР:

1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения;

3) минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по деятельности которых определена низкая степень риска.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

Согласно пунктам 4, 5, 6 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан №118 от 02.02.2018г. (Правила СУР) показатели деятельности налогоплательщика, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление, оцениваются с использованием критериев степени риска (далее - критерии) в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.

Баллы по критериям, по которым установлено соответствие показателям деятельности налогоплательщика, суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для отнесения налогоплательщиков к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В ходе проведения налоговой проверки произведено тестирование показателей деятельности Компании «А» по СУР, результат которого составил 45 баллов, соответственно, Компания «А» отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В рассматриваемом случае, как ранее указано, Компанией «А» экспортированы товары на территорию Российской Федерации - члена Евразийского экономического союза, где покупателем является Компания «Т».

В этой связи, в ходе проверки в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, предотвращения и пресечения нарушения налогового законодательства, направлен запрос №22 от 01.06.2021г. в Федеральную налоговую службу Российской Федерации относительно покупателя - Компании «Т». При этом на момент завершения налоговой проверки ответ на указанный запрос не поступил.

Необходимо указать, что согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, в том числе не подтверждена достоверность сумм НДС.

Таким образом, поскольку на момент завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность приобретаемых товаров Компании «Т», а также, учитывая, что Компания «А» отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, результаты проверки в указанной части являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.