Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, упрощенный порядок возврата за предыдущие периоды

575

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) в части не подтверждения сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2015г. по 31.03.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 81 101,0 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 2 616 131,6 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части не подтверждения в возврате превышения НДС в сумме 2 107 072,8 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

По мнению Компании «А», НДС, образовавшийся в связи с поставкой товара по импорту (оборудование и материалы для строительства завода), связанный с последующим производством товаров, отнесен в зачет, включен в состав превышения НДС и подлежит возврату.

Кроме того, в жалобе указано, что Компания «А» состоит на налоговом мониторинге крупных налогоплательщиков и имеет право на упрощенный возврат указанного превышения, поскольку находится на налоговом мониторинге в течение 12 последовательных месяцев и отсутствуют факты непредставления декларации по НДС.

Компания «А» считает, что согласно пункта 5 статьи 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) превышение налога на добавленную стоимость, указанное в пункте 1 данной статьи Налогового кодекса, сложившееся у плательщика налога на добавленную стоимость, имеющего право на упрощенный порядок возврата налога на добавленную стоимость, подлежит возврату.

В жалобе указано, что возврат превышения НДС по упрощенному методу осуществляется в порядке и сроки, установленные статьями 431 и 434 Налогового кодекса. Данными статьями ограничение на предоставление требования о возврате превышения НДС за период более одного квартала не установлено, то есть, требование можно подавать и за несколько кварталов.

Следовательно, по мнению Компании «А», при предоставлении требования, после истечения 12 месяцев с момента постановки на налоговый мониторинг, может требовать возврат НДС в упрощенном порядке не только за 1 квартал 2020 года, но и за предыдущие отчетные периоды.

Из акта налоговой проверки следует, что не подтвержден возврат превышения НДС в сумме 2 776 043,2 тыс.тенге, в том числе:

1) в сумме 2 252 585,4 тыс.тенге не подлежащая возврату по основаниям пункта 3 статьи 429 Налогового кодекса;

2) в сумме 8 643,2 тыс.тенге не подлежащая возврату как излишне предъявленная к возврату;

3) в сумме 14 398,9 тыс.тенге, не подлежащая возврату по причине не подтверждения экспорта товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта;

4) в сумме 927,6 тыс.тенге, не подлежащая возврату в связи с недопоставившей валютной выручкой;

5) в сумме 413 778,9 тыс.тенге, не подлежащая к возврату в связи с нарушениями, выявленных у поставщиков в результате применения Правил СУР;

6) в сумме 4 607,9 тыс.тенге, не подлежащая к возврату в связи с нарушениями, выявленных у непосредственных поставщиков;

7) в сумме 81 101,0 тыс.тенге, не подлежащая к возврату в связи с начислением.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Налоговая проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2020 года за период с 01.01.2015г. по 31.12.2018г. в сумме 2 616 131,6 тыс.тенге.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 429 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой, превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода (далее - превышение налога на добавленную стоимость), зачитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Превышение налога на добавленную стоимость, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке, подлежит возврату по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым в целях облагаемых оборотов по реализации, в порядке, определенном статьей 431 Налогового кодекса, если одновременно выполняются следующие условия:

1) плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке;

2) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период, в котором осуществлялась постоянная реализация товаров, работ, услуг, составляет не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации.

В случае невыполнения условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи, превышение суммы налога на добавленную стоимость подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке.

При этом пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса предусмотрено, что превышение налога на добавленную стоимость, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сложившееся у плательщика налога на добавленную стоимость, имеющего право на упрощенный порядок возврата налога на добавленную стоимость, подлежит возврату.

Превышение налога на добавленную стоимость, установленное настоящим пунктом, возвращается по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьей 431 или 434 Налогового кодекса.

При этом при возврате превышения налога на добавленную стоимость в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса оставшаяся часть превышения налога на добавленную стоимость возвращается в порядке и сроки, установленные статьей 431 Налогового кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 429 Налогового кодекса положения пунктов 2, 3 и 4 настоящей статьи не применяются:

к сумме превышения налога на добавленную стоимость, возврат которого осуществляется в соответствии со статьями 432 и 433 Налогового кодекса;

к налогоплательщикам, указанным в статье 434 Налогового кодекса, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 434 Налогового кодекса упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата превышения налога на добавленную стоимость без проведения налоговой проверки.

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость:

для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, - в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период.

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14 декабря 2018 года №1082 Компания «А» включена в перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, с 1 января 2019 года.

Таким образом, учитывая, что Компания «А» является налогоплательщиком, подлежащим мониторингу крупных налогоплательщиков, с 1 января 2019 года, соответственно право на упрощенный возврат превышения НДС в порядке, установленном статье 434 Налогового кодекса, возникает только после истечения двенадцати последовательных месяцев с даты постановки на налоговый мониторинг.

В рассматриваемом случае, в требовании о возврате превышения НДС за период с 01.01.2015г. по 31.12.2018г. указана сумма 2 616 131,6 тыс.тенге, соответственно, возврат указанной суммы НДС производится согласно пунктам 2 и 3 статьи 429 и статьи 431 Налогового кодекса. 

При этом, из акта налоговой проверки следует, что оборот Компании «А», облагаемый по нулевой ставке, за проверяемый период составил менее 70% от общего оборота. При этом, средняя доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте составляет 13,9%.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 429 Налогового кодекса, превышение суммы НДС подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке, соответственно, с учетом доли облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте в размере 13,9%, превышение НДС, не подлежащее к возврату в данном случае, составляет сумму 2 252 585,4 тыс. тенге.

На основании изложенного, результаты налоговой проверки по не подтверждению к возврату превышения НДС в сумме 2 252 585,4 тыс.тенге, сложившегося в период с 01.01.2015г. по 31.12.2018г. в связи с применением общеустановленного порядка возврата, установленного пунктами 2 и 3 статьи 429 и статьи 431 Налогового кодекса, является обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.