Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН. НДС - начисление налогов косвенным методом

478

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС)

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Т» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 30332,5 тыс.тенге, пени в сумме 14729,6 тыс.тенге, НДС в сумме 14966,9 тыс.тенге, пени в сумме 8998,1 тыс.тенге, уменьшенного убытка в сумме 332,3 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось отнесение Компанией «Т» в нарушение пункта 3 статьи 100, подпункта 2) пункта 1 статьи 256 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. необоснованно отнесены на вычеты и в зачет НДС, расходы без подтверждающих документов.

Из жалобы следует, что расхождения по КПН и НДС за 2013-2014гг. сложились, в связи с не предоставлением документов к проверке. Как утверждает компания, все документы имелись в наличии, но не представлены к проверке, так как изъяты следователем Службы экономического расследования Комитета государственных доходов МФ РК (далее  - СЭР КГД МФ РК).

Компания в жалобе отмечает, что расхождения по КПН и НДС за 2013 год сложились из-за использования проверяющим специалистом выписок банка  по ИП Г., ТОО «Е», ТОО «С», ТОО «AB», ТОО «Р», ИП Н., ТОО «МC», ТОО «АМ», ТОО «ТК» на общую сумму 49424,2 тыс.тенге. Данные перечисленные суммы адресованы для ТОО «BG».

Также в жалобе отмечено, что в акте проверки отражены расхождения за 2013 год по суммам 2526,3 тыс.тенге (неподтвержденные расходы по реализованным товарам, работам и услугам), 130,8 тыс.тенге (вычеты по фиксированным активам), за 2014 год не подтверждены расходы по реализованным товарам, работам, услугам в сумме 103933,6 тыс.тенге, вычеты по фиксированным активам на сумму 12,9 тыс.тенге, ТМЗ на конец налогового периода в сумме 8661,6 тыс.тенге.

Расхождения по КПН и НДС за 2013-2014гг. по утверждению Компании сложились в связи с исключением из расходов по взаиморасчетам  Товарищества с ТОО «QО», ИП М., ТОО «MTA», ТОО «АDS», ТОО «АПВ», ТОО «ВКА», кроме вышеупомянутых предприятий так же и  по ТОО «Еg», где Компанией отмечено, что данный поставщик и  ТОО «QО» на момент взаиморасчетов не сняты с учета по НДС.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 160 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации налоговые органы определяют объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161, 162 и 163 Налогового кодекса.

При этом, согласно пункту 3 данной статьи Налогового кодекса от 25.12.2017г., косвенные методы означают определение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на основе оценки активов, обязательств, оборота, расходов, а также оценки других объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, принимаемых для расчета налогового обязательства относительно конкретного налога и другого обязательного платежа в бюджет в соответствии с настоящим Кодексом. Оценка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из налоговой отчетности и (или) первичных учетных документов, а также из других источников.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки было выставлено требование о предоставлении сведений и (или) документов от 18.07.2018г. На данное требование Компанией представлено письмо от 26.07.2018г. о том, что документы отсутствуют, в связи с изъятием данных документов сотрудником СЭР КГД МФ РК.

Проверяющим специалистом в адрес СЭР КГД МФ РК направлен запрос от 31.07.2018г. о предоставлении изъятых у Компании первичных бухгалтерских документов (счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ, ведомости по зарплате, первичные кассовые документы и т.д.).

При осмотре проверяющим специалистом, изъятых документов, представленных следователем СЭР, отсутствовали счета-фактуры, акты сверок, акты выполненных работ, договора, налоговые регистры, сопроводительные накладные.

В связи с чем, проверяющим специалистом, было выставлено Компании второе требование на предоставление бухгалтерских документов от 04.09.2018г., на которое представлен письменный ответ о том, что бухгалтерские документы отсутствуют, так как изъяты следователем СЭР КГД МФ РК.  

Поскольку к налоговой проверке не были представлены первичные документы, то определение объектов налогообложения по КПН и НДС на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161162 и 163 Налогового кодекса, являются обоснованными.

Следует указать, что в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 162 Налогового кодекса 25.12.2017г. определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов налоговые органы в зависимости от обстоятельств, характера и рода деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента) могут использовать следующие сведения:

1) выписки банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, о наличии и движении денег на банковских счетах налогоплательщика (налогового агента);

2) об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, по данным уполномоченных государственных органов, юридических лиц, местных исполнительных органов;

3) о начислении и поступлении сумм налогов и платежей в бюджет на основании лицевого счета налогоплательщика (налогового агента), подлежащих сопоставлению с данными бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента);

4) об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, полученные из форм налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) и его поставщиками и покупателями за проверяемый налоговый период и предшествующие налоговые периоды;

5) о результатах встречных проверок в отношении лиц, которыми осуществлена отгрузка товаров и (или) выполнены работы, и (или) оказаны услуги, полученные посредством информационных систем государственных органов, а также из иных источников;

6) полученные налоговым органом при ранее проведенных налоговых проверках, в том числе инвентаризации имущества (кроме жилых помещений) проверяемого налогоплательщика (налогового агента), которое является объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением;

7) полученные налоговым органом по результатам иных форм налогового и таможенного контроля.

Налоговые органы направляют запросы в:

1) банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;

2) соответствующие уполномоченные государственные органы, местные исполнительные органы и иные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан;

3) другие налоговые органы о проведении встречных налоговых проверок по вопросу взаиморасчетов с поставщиками и покупателями проверяемого налогоплательщика;

4) компетентные органы иностранных государств.

Необходимая информация может быть получена также из следующих источников (подтвержденная документально):

1) от заказчиков о стоимости выполненных проверяемым налогоплательщиком (налоговым агентом) услуг и от покупателей о стоимости и количестве приобретенной продукции;

2) от физических и юридических лиц, оказывавших проверяемому налогоплательщику (налоговому агенту) услуги, осуществлявших отпуск сырья, энергоресурсов и вспомогательных материалов в сфере производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

Источники информации могут различаться в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств, характера и рода деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента).

В рассматриваемом случае, налоговая проверка произведена на основании Постановления о назначении внеплановой комплексной налоговой проверки руководителя СОГ – следователь 2-го СУ ДДР КГД МФ РК от 28.06.2018г. При этом, в данном Постановлении отмечено, что в период с 2014г. по 2018г. Компания выписывала в адрес иных субъектов предпринимательской деятельности 393 сопроводительных накладных на нефтепродукты (СНН) с последующим аннулированием, где мотивировкой был отказ покупателя от товара.

Также, в ходе налоговой проверки направлен запрос в банк, где из выписок банка установлено, что Компанией получен доход по покупателям: ИП Г., ТОО «Е», ТОО «СМ», ТОО «AB», ТОО «Р», ИП Н., ТОО «МC», ТОО «АМ», ТОО «ТК», не отраженный Компанией в декларациях по КПН и НДС за 2013 год.

При этом в пояснении проверяющего специалиста отмечено, что документы (например: договор, заключенный между  Компанией и ТОО «BGО») согласно которым суммы, перечисленные согласно выпискам банка, являются транзитными и предназначены для перечисления в адрес компании ТОО «BGО», к проверке не представлены.

Таким образом, использование выписок банка АО «Народный банк Казахстана» в целях определения дохода в ходе проверки и соответствующее увеличение совокупного годового дохода за 2013 год на сумму 54 273,6 тыс.тенге произведено обоснованно.

Относительно расхождений по вычетам и начисления НДС следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 163 Налогового кодекса 25.12.2017г., при определении объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, расходы налогоплательщика (налогового агента), не подтвержденные первичными документами, не относятся на вычеты для исчисления корпоративного подоходного налога и в зачет для исчисления налога на добавленную стоимость.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки основными поставщиками Товарищества являлись ТОО «Р», ТОО «ЕБГ», ТОО «АТ», ТОО «QО», ТОО «АBNT». При этом, как к налоговой проверке, так и к жалобе не были приложены первичные документы, подтверждающие взаиморасчеты с указанными поставщиками.

Вместе с тем, в ходе налоговой проверки в отношении данных и других поставщиков были направлены запросы на проведение встречных налоговых проверок, для подтверждения взаиморасчетов между ними и Компанией.

Встречные проверки по ТОО «MTA» и ТОО «А-ПВ», ИП М. запросы прекращены, в связи с нахождением руководителя в командировке. По ТОО «Еg», ТОО «АDS» запрос на встречную проверку прекращен, в связи с отсутствием по месту регистрации, по ТОО «QО» также запрос прекращен, в связи с отсутствием по месту нахождения, кроме того, данный поставщик признан банкротом от 18.06.2018г. По ТОО «Р» и ТОО «АBNT» встречная проверка подтверждает взаиморасчеты с Компанией (Акты встречных проверок от 29.12.2018г., от 30.11.2018г.), которые учтены проверкой при определении затрат.

Следует отметить, что в ходе рассмотрения жалобы, Комитетом государственных доходов направлен запрос №КГД от 14.02.2019г. в Департамент досудебного расследования (СЭР) в отношении изъятых документов (с подробным перечнем контрагентов Компании). 

На данный запрос Департамент досудебного расследования представил Протокол осмотра документов (с 25.08.2018г. по 29.08.2018г.). Так, при анализе данного Протокола, а также из представленной информации проверяющего специалиста следует, что первичные бухгалтерские документы по контрагентам: ТОО «MTA», ТОО «А-ПВ», ИП М., ТОО «ЕБГ», ТОО «АDS», ТОО «QО», ТОО «ВКА», по ТОО «TBg»; по ИП «Г», ТОО «ЕК», ТОО «С-М», ТОО «AB», ТОО «Р», ИП Н., ТОО «МC», ТОО «АМ», ТОО «ТК» отсутствуют среди документов, изъятых в ходе досудебной проверки, соответственно, доводы Компании в указанной части являются некорректными.

Как указано выше, расходы налогоплательщика (налогового агента), неподтвержденные первичными документами, не относятся на вычеты для исчисления КПН и в зачет для исчисления НДС.

Поскольку у Компании отсутствуют первичные документы, подтверждающие расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2013-2016гг., соответственно, указанные расходы не подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет.

Относительно вычетов по фиксированным активам и остаткам ТМЗ, следует отметить, что суммы, указанные в декларациях по КПН за 2013-2014гг. не подтверждены документально, при этом к проверке не представлены распечатки анализа соответствующих счетов, оборотно-сальдовые ведомости по основным средствам и ТМЗ на начало и конец отчетных периодов, доказывающие отнесение данных сумм на расходы.

Согласно подпунктам 1) и 2) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Между тем, к рассмотрению жалобы, соответствующие документы, подтверждающие достоверное осуществление вышеуказанных расходов, в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, Компанией также не представлялись.

Таким образом, исключение расходов из вычетов и из зачета по НДС, в связи с отсутствием первичной документации и соответствующее начисление КПН и НДС, налоговым органом произведено обоснованно.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.