Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН при выбытии ФА, перенос убытков

764

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «U» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «U» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 1127,6 тыс.тенге и пени 112,1 тыс.тенге.

Компании «U», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН.

Из жалобы следует, что начисление КПН по результатам проверки произведено в связи с уменьшением стоимостного баланса подгруппы на начало налогового периода при выбытии фиксированных активов и выявления необоснованного переноса суммы убытков.

Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно убытка, переносимого из предыдущего налогового периода.

В соответствии с подпунктами 1), 5) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль; требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) в частности представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом, оператором) налоговым формам.

При этом, исходя из нормы пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в пределах срока исковой давности.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика предоставления документов, подтверждающих правильность исчисления налогов, отраженных в Декларациях за проверяемый налоговый период, с учетом срока исковой давности.

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 Налогового кодекса, и вычетами, предусмотренными разделом 4 Налогового кодекса, является налогооблагаемым доходом, который уменьшается на сумму убытка, переносимого из предыдущего налогового периода в порядке, определенном статьей 137 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 136 Налогового кодекса убытком от предпринимательской деятельности признается превышение вычетов над совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 137 Налогового кодекса убытки от предпринимательской деятельности, а также убытки от выбытия фиксированных активов I группы переносятся на последующие десять лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода данных налоговых периодов.

При этом, пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, который должен обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов, фиксирующих факт совершения операции.

Исходя из изложенного, в соответствии с нормами Налогового кодекса при определении налогового обязательства по КПН отчетного периода учитываются суммы убытков, переносимые с предыдущих налоговых периодов в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса. Следовательно, налоговый орган в целях правильности исчисления КПН за проверяемый налоговый период в ходе проведения налоговой проверки вправе проверить перенос убытков предыдущих налоговых периодов на соответствующий проверяемый налоговый период. В данном случае, поскольку сумма переносимых убытков на проверяемый период с 2014г. по 2017г. образовалась в 2012-2013гг., то при проверке учтены данные, указанные в декларациях по КПН за указанный период 2012-2013гг.  

Согласно Правилам составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (форма 100.00), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24.12.2009г. №574 (далее – Правила), в разделе «Расчет налогооблагаемого дохода» при определении налогооблагаемого дохода учитывается убыток, подлежащий переносу в соответствии с пунктом 1 статьи 137 Налогового кодекса.

Так, в соответствии с подпунктом 7) пункта 18 Правил в строке 100.00.067 указываются убытки, перенесенные из предыдущих налоговых периодов. В соответствии с пунктом 8 Правил в строке 100.00.068 указывается налогооблагаемый доход с учетом перенесенных убытков. Заполняется в случае, если в строке 100.00.066 отражено положительное значение. Определяется как разность строк 100.00.066 и 100.00.067 (100.00.066 – 100.00.067). Если строка 100.00.067 больше строки 100.00.066, в строке 100.00.068 указывается ноль.

В рассматриваемом случае, Компанией «U» за 2012г. представлены очередная декларация по КПН 28.03.2013г. с отражением суммы переносимого убытка, полученного за 2012г. в размере 29084,4 тыс.тенге и 04.06.2018г. дополнительная декларация по КПН с уменьшением суммы вычетов по строке 100.00.032 «Вычеты по фиксированным активам» на 8387,2 тыс.тенге, тем самым была пересчитана и определена сумма переносимого убытка в размере 20697,2 тыс.тенге (29084,4-8387,2).

Далее, Компанией «U» в налоговые органы представлены декларации по КПН за 2013г. с указанием только суммы переносимого убытка в размере 29084,4 тыс.тенге.

Декларация по КПН за 2014г. представлена с нулевыми показателями, без отражения суммы переносимого убытка.

При этом, согласно приложенным к рассмотрению жалобы договорам финансового лизинга от 02.02.2012г., 02.05.2012г. и 15.10.2012г. и сведениям, указанным в Декларации по КПН за 2012г. Компанией «U» приобретены от Компании «NLK» грузовые автомашины, дорожно-строительные машины и механизмы в количестве 14 штук на общую стоимость 139692,5 тыс.тенге. Указанные фиксированные активы были учтены в бухгалтерском и налоговом учетах в сумме 124778,8 тыс.тенге (без НДС) с начислением и отнесением на вычеты амортизационных начислений в сумме 31181,4 тыс.тенге.

В дополнительной декларации по КПН за 2012г. стоимость фиксированных активов по 2 группе была уменьшена на 33016,3 тыс.тенге, в связи с Соглашением Компании «U» с Компанией «NLK» от 18.09.2013г. о расторжении договора финансового лизинга от 02.05.2012г. на возврат пяти единиц автотранспортных средств на сумму 33214,3 тыс.тенге, в этой связи сумма амортизационных отчислений, относимых на вычеты в декларации по КПН за 2012г. была уменьшена на 8387,2 тыс.тенге.

Таким образом, сумма переносимого убытка с 2013г. на 2014г. составила 20697,2 тыс.тенге.

Как уже указано выше, декларация по КПН за 2014г. была представлена с нулевыми показателями. Вместе с тем, в декларации за 2015г. (с учетом дополнительной декларации) Компания «U» указала сумму переносимых убытков в размере 20697,2 тыс.тенге, что соответствует нормам статьи 137 Налогового кодекса, где указано, что при определении налогового обязательства по КПН отчетного периода учитываются суммы убытков, переносимых из предыдущих налоговых периодов.

Следовательно, отраженная Компанией «U» в Декларации по КПН за 2015г. (с учетом дополнительных деклараций) сумма убытка, перенесенного из предыдущих налоговых периодов в размере 20697,2 тыс.тенге определена правомерно. В этой связи, уменьшение суммы переносимого убытка по результатам налоговой проверки, является необоснованным.

Относительно отражения в налоговом учете стоимости выбывших фиксированных активов

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся, в том числе основные средства, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

При этом учет фиксированных активов осуществляется по группам, предусмотренным пунктом 1 статьи 117 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса по каждой подгруппе (группы I), группе на начало и конец налогового периода определяются итоговые суммы, называемые стоимостным балансом подгруппы (группы I), группы.

Пунктом 6 статьи 117 Налогового кодекса предусмотрено, что выбывшие фиксированные активы уменьшают соответствующие балансы подгрупп (по I группе), групп (по остальным группам) на стоимость, определяемую в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса, в порядке, установленном данной статьей.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи, если иное не установлено данной статьей.

Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.

При этом пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено данной статьей, стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на балансовую стоимость выбывающих фиксированных активов, определенную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности на дату выбытия.

Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрено уменьшение стоимостного баланса подгруппы (по I группе), группы на стоимость выбывших фиксированных активов.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Следовательно, стоимость фиксированных активов относится на вычеты в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

В рассматриваемом случае, договорами финансового лизинга от 02.02.2012г., 02.05.2012г. и 15.10.2012г. и сведениям, указанным в Декларации по КПН за 2012г. Компанией «U» от Компании «NLK» получены грузовые автомашины, дорожно-строительные машины и механизмы и учтены в бухгалтерском и налоговом учетах в сумме 124778,8 тыс.тенге с начислением и отнесением на вычеты амортизационных начислений в сумме 31181,4 тыс.тенге.

Дополнительной декларацией по КПН за 2012г. стоимость фиксированных активов по 2 группе была уменьшена на 33016,3 тыс.тенге, в связи с Соглашением Компании «U» с Компанией «NLK» от 18.09.2013г. о расторжении договора финансового лизинга от 02.05.2012г. на возврат пяти единиц автотранспортных средств, что повлекло уменьшение суммы амортизационных отчислений на 8387,2 тыс.тенге.

В связи с отсутствием финансово - хозяйственной деятельности, Компанией «U» декларации по КПН за 2013-2014гг. представлены с нулевыми показателями, следовательно, с учетом данных декларации по КПН за 2012г. стоимость фиксированных активов 2 группы на начало 2015г. составила 52194,3 тыс.тенге (124778,8-33016,3) - (31181,4-8387,2).

Таким образом, Компанией «U» в декларации по КПН за 2015г. необоснованно указана стоимость фиксированных активов на начало периода в размере 93544,1 тыс.тенге с начислением амортизационных отчислений в размере 23386,0 тыс.тенге с применением ставки 25%. Поскольку стоимость фиксированных активов по 2 группе на начало 2015г. составила 52194,3 тыс.тенге, что на 41349,6 тыс.тенге (93544,1-52194,3) меньше указанной Компанией «U» в декларации по КПН за 2015г., что повлекло пересчет суммы амортизационных отчислений и уменьшение суммы переносимого убытка по результатам налоговой проверки.

Следует учесть, что в декларациях по КПН за 2016г. и 2017г. Компанией «U» амортизационные отчисления не начислялись и на вычеты не относились.

Исходя из изложенного, в ходе рассмотрения жалобы установлено неправомерное уменьшение суммы переносимого убытка в сумме 20697,2 тыс.тенге в декларацию по КПН за 2015г. и последующие периоды, в этой связи начисление КПН по результатам проверки в сумме 1127,6 тыс.тенге по результатам проверки, является необоснованным, и сумма переносимого убытка подлежит пересчету.  

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить уведомление в части начисления КПН согласно настоящего Решения.