Хороший предприниматель отличается не только тем, что умеет грамотно организовать бизнес, он еще может похвастаться знанием финансовой терминологии.
«Чистая прибыль», «подоходный налог», «маржа», «себестоимость», «ликвидность» - все эти, и не только эти слова, у некоторых бизнесменов вызывают легкий стресс. А для некоторых значение этих терминов – пустой звук. Лолита Закирова, директор компании Axisа, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом, рассказала, что означают эти финансовые термины.
«Каждый бизнесмен должен быть знаком с финансовыми терминами для того, чтобы было понятно, что является результатом его деятельности. Бывает так, что предприниматель генерирует убыток, думая, что все у него прекрасно. Он будет масштабировать все, что у него есть, а это, соответственно, будет масштабирование убытка. Вот для этого нужно знать хотя бы минимум финансовых терминов, чтобы понимать структуру своего бизнеса», - пояснила директор компании Axisа.
Лолита Закирова рассказала, что сначала в компании появляется денежный приток. Это все деньги, которые получает компания, там может быть, например, предоплата за оказанную услугу, возврат за предыдущие операции. Это просто деньги, к прибыли они никакого отношения не имеют.
Далее, выручка, она привязана к конкретному периоду времени и финансовому обороту. Внимание! Выручка – это не обязательно деньги, которые были получены, это просто метод начисления. Вы можете подписать контракт в сентябре, т.е. выручка будет начисляться в сентябре, а оплату произведут в октябре.
Есть понятие себестоимости. Компания может продавать товары, оказывать услуги, это все будет формироваться во внутренней стоимости всего, что сделано. И когда от выручки отнимаем себестоимость, то получаем валовую прибыль. От валовой прибыли отнимаем другие расходы, туда могут входить - аренда, затраты на административный персонал, еще какие-то услуги, также заработная плата, если это непроизводственная компания и т.д. После этого получаем доход.
Необходимо разделять финансовую (бухгалтерскую) отчетность и налоговую отчетность. Эти отчетности не совпадают, т.к. налоговая отчетность составляется немного по-другому. Поэтому прибыль в финансовой отчетности в 1С может отличаться от прибыли в налоговой отчетности.
Итак, от прибыли необходимо отнять подоходный налог, и только после этого получаем чистую прибыль. Именно чистая прибыль распределяется между собственниками или акционерами.
Кроме того, многие не понимают, в чем разница между маржой и валовой прибылью.
«Маржа не обязательно бывает фиксированной – это зависит от индустрии. В некоторых отраслях ее фиксируют, потому что так выстраивается цепочка продаж и исторически сложилось ценообразование. Если говорить про маржинальность, то здесь не обойтись без понимания валовой прибыли. Валовая прибыль – это наша выручка минус себестоимость. Маржа – процентное соотношение, когда вы валовую прибыль делите на выручку. Валовую прибыль измеряют в абсолютных величинах, а маржу – в процентных соотношениях», - объяснила бухгалтер.
Часто бывает, что предприниматели получают активный и пассивный доход. В чем отличие? Активный доход – это когда компания ведет активную деятельность, продажа товаров, оказание услуг, т.е. активное вовлечение в предпринимательство. Пассивный доход – это инвестиции во что-то, необязательно в акции или облигации, а например, в покупку недвижимости и сдача ее в аренду.
«В скором времени пассивные доходы не будут такими выгодными, как несколько лет назад. К сожалению, никакие мировые конвенции, сертификаты резиденции не дают 100% неуплаты налогов от пассивных доходов», - считает Лолита Закирова.
Одним из немаловажных терминов является «ликвидность».
Ликвидность – это способность компании отвечать по своим обязательствам собственными ресурсами. Например, в случае наступления «темных времен» или форс-мажора.
Ликвидность может быть краткосрочной и долгосрочной. Самые ликвидные активы – это деньги в кассе и деньги в банке. Есть такие же активы, которые представлены в виде депозитов, например, которые не получится снять быстро – это долгосрочные активы. То же самое с обязательствами: есть те, которые нужно срочно закрыть, а есть долгосрочные. Таким образом, соотношение краткосрочных активов и краткосрочных обязательств дает коэффициент краткосрочной ликвидности. С долгосрочной так же.