-
в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса для определения даты актуальности данных и срока формирования отчета «Пирамида» с учетом срока представления декларации по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Налогового кодекса;
-
в части определения формирования отчета «Пирамида» превышения суммы нарушений над суммой НДС, относимого в зачет;
-
в части исключения вменения повторных нарушений при установлении на разных этапах поставки товаров, работ, услуг;
-
в части части прекращения формирования отчета «Пирамида» на непосредственных поставщиках взаимосвязанных поставщиков.
Структурный элемент |
Старая редакция |
Новая редакция |
пункт 44 |
44. Услугодатель формирует отчет «Пирамида» за проверяемый налоговый период: 1) в течение 100 (ста) календарных дней с даты окончания срока, указанного в пункте 41 настоящих Правил, – по услугополучателю, указанному в подпункте 2) пункта 9 настоящих Правил; 2) в течение 25 (двадцати пяти) рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 41 настоящих Правил, – по услугополучателю, относящемуся к субъектам малого предпринимательства; 3) в течение 35 (тридцати пяти) рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 41 настоящих Правил, – по услугополучателю, относящимся к субъектам среднего и крупного предпринимательства. |
44. Для целей формирования отчета «Пирамида» используются представленные налоговые отчетности по НДС и (или) сведения информационных систем за проверяемый налоговый период с актуальностью данных на 20-е число третьего месяца квартала, в котором подано требование на возврат превышения НДС. Сбор (агрегация) таких сведений производится не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором подано требование на возврат превышения НДС. Услугодатель формирует отчет «Пирамида» после истечения срока, указанного в части второй настоящего пункта, и не позднее: 1) 10 (десяти) рабочих дней – по услугополучателям, указанным в части первой пункта 54 настоящих Правил, и его непосредственным поставщикам; 2) 30 (тридцати) рабочих дней – по остальным услугополучателям и его поставщикам. |
пункт 45-1 |
отсутствует |
45-1. Отчет «Пирамида» формируется по всем поставщикам услугополучателя, за исключением случаев: 1) превышения суммы нарушений над суммой НДС, относимого в зачет по поставщику, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившим товары, выполнившим работы или оказавшим услуги проверяемому услугополучателю; 2) предусмотренных пунктами 46 и 47 настоящих Правил.
|
пункт 46 |
46. Риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет. Услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком: 1) состоящим на горизонтальном мониторинге; 2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), включенным в Перечень производителей товаров собственного производства. Производителем товаров собственного производства в рамках настоящих Правил является поставщик, признанный производителем в течение всего проверяемого периода услугополучателя; 3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 (двадцати) процентов, рассчитанный за последние 5 (пять) лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование; 4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем; 5) осуществляющим поставку услуг связи; 6) у которых сумма НДС, отнесенная в зачет, не превышает 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (далее – МРП), на дату формирования отчета «Пирамида»; 7) осуществляющим услуги магистральной железнодорожной сети и железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта. Положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.
|
46. Риском неисполнения налоговых обязательств признаются выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет. Услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком: 1) состоящим на горизонтальном мониторинге; 2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), включенным в Перечень производителей товаров собственного производства. Производителем товаров собственного производства в рамках настоящих Правил является поставщик, признанный производителем в течение всего проверяемого периода услугополучателя; 3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 (двадцати) процентов, рассчитанный за последние 5 (пять) лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование; 4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем; 5) осуществляющим поставку услуг связи; 6) у которых сумма НДС, отнесенная в зачет, не превышает 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (далее – МРП), на дату формирования отчета «Пирамида»; 7) осуществляющим услуги магистральной железнодорожной сети и железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта; 8) подавшим требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление, по которому формируется отчет «Пирамида». В случае, если услугополучатель является взаимосвязанной стороной поставщиков, указанных в подпунктах 1)-5), 7) части второй настоящего пункта, то отчет «Пирамида» формируется только по непосредственным поставщикам таких поставщиков. |
часть вторая пункта 47 |
… В части установления данных рисков отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 настоящих Правил. |
… В части установления данных рисков отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5), 6), 7) и 8) части второй пункта 46 настоящих Правил.
|
часть четвертая пункта 48 |
… ОГД, назначивший тематическую проверку, направляет запрос о принятии мер на устранение нарушений в ОГД по месту нахождения поставщика, по которому выявлены нарушения, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 44 настоящих Правил. |
… ОГД, назначивший тематическую проверку, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты завершения формирования отчета «Пирамида», направляет запрос, в том числе путем автоматизированного обмена информацией: 1) в ОГД по месту нахождения поставщика – о принятии мер по устранению нарушений, по которому выявлены нарушения, указанные в подпунктах 1)-4), 6) пункта 52 настоящих Правил; 2) в орган уголовного преследования – о предоставлении сведений о статусе уголовного дела по правонарушениям, предусмотренным статьями 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, возбужденного в отношении руководителя (учредителя) поставщика услугополучателя. |
Какие изменения внесены в правила возврата НДС в 2023 году
В целях улучшения налогового администрирования с 1 января 2023 года сокращены сроки возврата превышения НДС непостоянным экспортерам (соответствующим условиям п.3 ст.429 Налогового кодекса) со ста пятидесяти пяти календарных дней до семидесяти пяти рабочих дней.
Кроме того, в целях стимулирования обрабатывающей промышленности в статью 434 Налогового кодекса внесены поправки в части возврата превышения НДС производителям товаров собственного производства обрабатывающей промышленности при соответствии условиям постоянной и непостоянной реализации с уточнением суммы возврата превышения НДС.
Перечень производителей товаров собственного производства утвержден приказом Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан от 31.05.2021 года № 382-НҚ.
Вместе с тем в марте т.г. в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс и предложениями Ассоциации налогоплательщиков Казахстана (АНК) и НПП «Атамекен» внесены следующие изменения и дополнения в Правила возврата НДС:
- в части сокращения срока возврата превышения НДС со 155 календарных дней до 75 рабочих дней;
- в части уточнения применения упрощенного порядка возврата превышения НДС по экспортерам сырья и производителям товаров собственного производства, состоящим на налоговом мониторинге, а также применения условий конвертации на основании заключения Национального банка или БВУ для целей возврата НДС;
- внесены улучшающие дополнения для экспортеров, контрагентами которых осуществляются услуги жд-транспорта в части прекращения формирования отчета «Пирамида», включены дополнительные основания, не учитывающие нарушения (при занижении суммы НДС, не превышающей 10 МРП, по «Пирамиде», при расхождениях между ФНО и ЭСФ, не превышающим 10 МРП, при применении отсрочки, рассрочки по уплате НДС, при нарушениях с низкой степенью риска, неподтвержденные нарушения у экспедитора и комиссионера, при устранении поставщиками нарушений в цепочке поставки товаров);
- в части уточнения видов расхождений, выявленных по отчету «Пирамида», по которым подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится без учета данных нарушений, а также фактов по прекращенным делам по нереабилитирующим основаниям по ст. 245 Уголовного кодекса РК;
- в части исключения субъектов, реализующих ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, из категории непосредственных поставщиков, по которым не учитываются нарушения отчета «Пирамида», в целях приведения в соответствие с п.12 ст.152 Налогового кодекса;
- в части предоставления права налогоплательщику самостоятельного выбора критерия для применения УПВ в соответствии со ст.434 Налогового кодекса.