Учёт

Веревка и мыло от государства. Как снизить цены на продукты, не убивая бизнес

2093

В Казахстане продукты питания стремительно дорожают. Государство РК в целях снижения стоимости социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) решило ограничить бизнесу наценку на такие товары.

Максим Барышев, основатель группы компаний Учет.kz, председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы, обсудил планируемое снижение маржи торговым сетям.


«Торговым сетям планируют снизить маржу с 15% до 10% на социально значимые продовольственные товары. Однако это целая цепочка. Туда может входить логистика, налоги (КПН, НДС), раскладка на полки, заработная плата сотрудникам, коммунальные услуги, долги перед банком и прочее. Т.е. с каждого этапа есть добавленная стоимость. Конечно, когда отношения станут договорными между производителями и торговой сетью, то и стоимость продуктов будет гораздо ниже, а пока есть посредники, дистрибьютеры и прочее, наценка будет выше», - рассказал об этапах наценки Максим Барышев.


Предприниматели всегда найдут выход из любой ситуации. Что могут сделать предприниматели:

  • По каким-то СЗПТ могут просто не закупать данные товары и приостановить продажу, если им это будет невыгодно.

Последствия: может появиться серый рынок, где будут реализовываться эти товары. Конечно о налоговых поступлениях в этом случае можно будет забыть.

  • Договориться напрямую с производителями для поставки в торговые сети. Здесь может применяться, так называемый, маркетинговый кэшбэк. Т.е. производитель сделает некую наценку, которая в виде кэшбэка будет возвращаться реализатору. Так будет полностью соблюдаться законодательство, торговые сети будут подтверждать, что они купили, будут выдерживать 10% наценку, но «боковым» договором будут получать кэшбэк.
  • Если необходимо на какие-то продукты снизить маржу, то предприниматели могут увеличить наценку на другие не регулируемые продукты.


«Как я постоянно говорю: если в бизнесе есть проблема, то мы ищем проблему и пытаемся ее решить. Самое важное для любого предпринимателя – это покупатель. В случае с удорожанием продуктов, на месте государства я бы поддержал производителей», - отметил бизнесмен.


Что необходимо сделать государству, чтобы поддержать производителей?

  1. Самое первое – это поддержка при посевной. То есть хороший посевной материал, помощь с техникой и топливом. Применять новые технологии при орошении и борьбе с вредителями. Также важна помощь при уборке урожая. И при оказании государственной поддержки договориться с фермерами о гарантированной низкой цене при продаже своей продукции.
  2. Следующий элемент цепочки – бизнесмен, который купил по низкой цене и складировал на овощной базе. Однако и здесь требуется строительство этих баз. Опять же государство может помочь этим предпринимателям, выдавая субсидии, например. Но и здесь пойдут договоренности, что могут они снабжать торговые сети только по определенной цене.


«Вот когда на этих этапах будет помощь и контроль хотя бы по СЗПТ, я считаю, что только тогда у государства будет моральное право требовать снижения конечной стоимости», - отметил председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы.