Учёт

Утверждены Правила рекламы лекарственных средств и медицинских изделий и получения разрешения на рекламу

2047
Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020 утверждены правила осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий, сообщает Учет.kz

Новые Правила приняты взамен приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий»  и вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликованы 24 декабря 2020 года).

 
Распространение и размещение рекламы лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется в средствах массовой информации, электронных информационных ресурсах в организациях здравоохранения.

Реклама предоставляется на казахском и русском языках и содержит полные и достоверные сведения о лекарственном средстве или медицинском изделии, способствующие их рациональному применению.

Реклама соответствует инструкции по медицинскому применению лекарственного средства (листок-вкладыш), инструкции по медицинскому применению или эксплуатационному документу на медицинское изделие. При внесении в инструкцию по медицинскому применению лекарственного средства и медицинского изделия изменений, влияющих на содержание распространяемой рекламы, внесенные изменения отражаются в рекламных материалах.


Реклама не преувеличивает фармакологические свойства и терапевтические показания рекламируемого лекарственного средства, область применения для медицинских изделий, а также исключает сравнения с другими лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
Реклама не вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.
Реклама легко читается, печатается четким и разборчивым шрифтом, является достоверной и распознаваемой (без специальных знаний или применения специальных средств).

Реклама лекарственных средств содержит следующую информацию:

1) торговое наименование;

2) международное непатентованное название или сведения об активных компонентах, входящих в состав;

3) основные показания к применению;

4) способ применения и дозы;

5) основные побочные действия;

6) основные противопоказания;

7) особые указания в отношении применения детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью (при наличии);

8) условия отпуска;

9) наглядную и понятную рекомендацию перед назначением и применением внимательно прочитать инструкцию по медицинскому применению и текст предупреждения следующего содержания "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья";

10) название, адрес производителя и (или) торгового представителя в Республике Казахстан;

11) номер и дату выдачи регистрационного удостоверения;

12) дату истечения срока регистрации.

Реклама, предназначенная для телеканалов и интернет-ресурсов, содержит информацию, указанную в подпунктах 1), 3), 7), 9), 11), 12), для радиоканалов -  информацию, указанную в подпунктах 1), 3), 7), 9) настоящего пункта.

 Реклама медицинских изделий содержит следующую информацию:

1) торговое наименование;

2) основные показания к применению (область применения);

3) основные побочные действия (при наличии);

4) основные противопоказания (при наличии);

5) наглядную и понятную рекомендацию перед назначением и применением внимательно прочитать инструкцию по медицинскому применению (эксплуатационный документ) медицинского изделия и текст предупреждения следующего содержания «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья» (по применимости);

6) название, адрес производителя и (или) уполномоченного представителя в Республике Казахстан;

7) номер и дату выдачи регистрационного удостоверения;

8) дату истечения срока регистрации.

Реклама, предназначенная для телеканалов, интернет-ресурсов содержит информацию, указанную в подпунктах 1), 2), 5), 6), 7), 8), для радиоканалов -  информацию, указанную в подпунктах 1), 2), 5), 6) настоящего пункта.

К рекламе лекарственных средств и медицинских изделий не относятся:

1) информация, имеющая отношение к здоровью или заболеваниям человека;

2) инструкция по медицинскому применению, торговые каталоги, прайс-листы, справочные материалы, научно-информационный материал, методические и учебные материалы медицинского характера;

3) информация о физическом и (или) юридическом лице, производящем или реализующем лекарственное средство и (или) медицинское изделие;

4) логотип, торговое и (или) международное непатентованное название, нанесенное на промышленную продукцию, распространяемую среди медицинских и фармацевтических работников (ручки, блокноты, сумки, медицинские халаты, календари, визитницы, флешки и другое).

Реклама лекарственных средств и медицинских изделий запрещается в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Кодекса.

Рекламораспространитель размещает рекламу при предоставлении заявителем заключения экспертной организации о соответствии рекламы законодательству Республики Казахстан в области здравоохранения.

Для получения заключения о соответствии рекламы требованиям законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения заявитель заключает с экспертной организацией договор о проведении оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий и предоставляет в Центр обслуживания заявителей (далее – ЦОЗ) экспертной организации следующие документы и материалы:

1) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) рекламный материал на бумажном и электронном носителях на казахском и русском языках (модуль, статья, раскадровка видеорекламы или баннера, рекламный текст аудиорекламы);

3) видео-, аудиозаписи рекламы на казахском и русском языках при распространении на видео-, радиоканалах;

4) эксплуатационный документ медицинского изделия (в случае предоставления рекламы на медицинские изделия);

5) сведения, подтверждающие оплату заявителем на расчетный счет экспертной организации суммы для проведения оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий.

Оплата стоимости за проведение оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется заявителем в соответствии с прейскурантом, утвержденным экспертной организацией.

Ответственный исполнитель ЦОЗ после приема документов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил в течение одного рабочего дня осуществляет регистрацию заявления и вносит сведения в информационную систему.

Экспертная организация после принятия и регистрации заявления в течение 10 рабочих дней осуществляет проверку комплектности представленных документов и материалов и проводит оценку рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан и настоящих Правил.

При выявлении в представленных документах и материалах несоответствий требованиям, предусмотренным статьей 56 Кодекса и пунктами 5-8 настоящих Правил, обнаружения недостоверных данных (сведений), экспертная организация направляет заявителю однократно письмо с указанием выявленных замечаний и необходимости их устранения в полном объеме в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письма экспертной организации.

Срок устранения заявителем замечаний не входит в общий срок проведения оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий, предусмотренный в пункте 14 настоящих Правил.

При непредставлении заявителем ответа на письмо экспертной организации или неустранении выставленных замечаний в установленные сроки экспертная организация направляет заявителю мотивированный отказ в проведении оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий.
В случаях мотивированного отказа по результатам оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий или отзыва заявителем заявления на проведение оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий после начала оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий экспертной организацией, стоимость проведения работ заявителю не возвращается.

Результат проведения оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий оформляется актом экспертной оценки рекламных материалов, лекарственных средств и медицинских изделий на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее - акт).

На основании акта заявителю выдается Заключение о соответствии рекламы лекарственных средств требованиям законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения по форме согласно приложению 3 или Заключение о соответствии рекламы медицинских изделий требованиям законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам или мотивированный отказ в письменном виде.
По завершении проведения оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий экспертная организация возвращает заявителю рекламную информацию на бумажном носителе на казахском и русском языках (модуль, статья, раскадровка видеорекламы или баннера, рекламный текст аудиорекламы) со штампом экспертной организации «Оценка на соответствие законодательству Республики Казахстан проведена» с указанием номера и даты акта экспертной оценки и подписью лица, проводившего оценку рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий.