Сегодня, в условиях сложившейся ситуации с приостановкой деятельности предприятий, многие казахстанские компании оказались просто не готовыми к возможным негативным последствиям в своей деятельности на рынке. И как следствие, некоторая растерянность, а порой даже паника в отношении выживания компании в ближайшем будущем.
Но с другой стороны, это же сподвигло собственников и топ-менеджмент к пересмотру своего отношения к эффективности управления расходами и проведению необходимой реструктуризации на предприятии.
Основной причиной принятия решения о необходимой реструктуризации является низкая эффективность деятельности предприятия в целом, что особенно болезненно проявилось сейчас и выражается в следующих негативных факторах:
- нехватка оборотных средств в компании;
- неудовлетворительные финансовые показатели;
- высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженности.
Как правило, проведение реструктуризации на предприятиях осуществляется последовательно либо одновременно в 3-х основных направлениях:
- реструктуризация организационной структуры;
- реструктуризация активов предприятия, или диверсификация бизнеса;
- реструктуризация структуры капитала, или финансовая реструктуризация.
Также важно понимать, что существует 2 вида реструктуризации, которые определяют действия компании в отношении оптимизации и сокращения расходов своего предприятия:
- оперативная реструктуризация (чаще носит хаотичный процесс). Проведение изменений в структуре предприятия за счет внутренних источников, с целью получения прозрачной и более управляемой компании;
- стратегическая реструктуризация (проводится системно и поэтапно). Направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и достижения долгосрочных целей, результатом которых становятся: возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и её рыночной стоимости.
Если вы решили системно заняться управлением расходов своего предприятия, в рамках проведения необходимой оптимизации и сокращения расходов, то важно четко определиться, какой стратегии компания будет придерживаться, и взвешенно реализовывать необходимые мероприятия:
- Стратегия уборки урожая. Компания закрывает нерентабельные направления, увольняет часть персонала, распродает остатки товара на складах и лишнее оборудование.
- Стратегия отсечения лишнего. Стратегия предполагает отказ не просто от убыточного направления, а от отдельной структурной единицы компании в целом: магазина, филиала…
- Стратегия сокращения расходов. Осуществляется поиск возможностей снизить затраты и извлечь финансовые ресурсы где только можно: сократив найм персонала, производство, выпуск товара, закупки.
- Стратегия ликвидации. Расходы компании существенно превышают доходы, что ведет к росту кредиторской задолженности, а предпринятые меры или не влияют на результат или влияют незначительно.
Так или иначе, при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению расходов, следует придерживаться определенных основных правил, а именно:
- Сокращение и оптимизация расходов – непрерывный процесс.
- Сокращение и оптимизация расходов – задача всей команды.
- Каждая единица расходов должна обеспечивать доход.
- Расходы возникают даже если компания бездействует.
- При сокращении и оптимизации расходов нет мелочей!
И в завершение мне хотелось бы напомнить, что любой кризис – это еще и возможности для развития, как бы банально это не прозвучало. Не растеряться, сохранять спокойствие, конструктивность в решениях и последовательность в своих действиях – вот залог успеха в любой, даже самой сложной ситуации в условиях кризиса и неопределенности рынка.