Министерство национальной экономики подготовило проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».
Для чего данные изменения?
Изменения предлагаются для:
- расширения возможностей по проведению экспертиз качества и безопасности товаров и услуг, опубликования перечня некачественной продукции и ее производителей;
- принятия комплекса мер по защите рынка от некачественной и опасной продукции, а также приведения в соответствие законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования с положениями договорно-правовой базы ЕАЭС;
- развития предпринимательства. Только уверенные в своих правах потребители обеспечат повышенный спрос на товары, работы и услуги.
Указом Главы государства создано Министерство торговли и интеграции (далее - Министерство) с передачей ему функций и полномочий Министерства национальной экономики в области защиты прав потребителей. Министерство должно обеспечить эффективное управление и целостное решение вопросов защиты внутреннего рынка и прав потребителей.
- Ввести Административную ответственность. Сегодня соблюдение основного Закона «О защите прав потребителей» обеспечивается исключительно гражданской правовой ответственностью продавцов, изготовителей. Административная ответственность за нарушения прав потребителей отсутствует.
Следовательно, в случаях представления недостоверной информации о товаре или реализации товара с принудительным ассортиментом (к примеру, мяса с добавками из костей) потребителю остается только обратиться в суд и потребовать устранения нарушения.
В настоящее время в Законе РК «О защите прав потребителей» определены права потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества.
Однако на практике часто наблюдаются случаи, когда потребитель предъявляет претензию продавцу о недостатках товара и требует их устранить, продавец, однако, не соблюдает законные сроки исполнения требований потребителей.
Также следует отметить, что как крупными, так и мелкими субъектами бизнеса до сих пор практикуются нарушения прав потребителей, когда продавцы отказывают в продаже товаров (услуг), если потребитель не приобретет дополнительно иной товар (услугу) за определенную сумму либо заключают с потребителем договор, содержащий условия, нарушающие и (или) ущемляющие права, согласно Закону РК «О защите прав потребителей».
Без каких-либо последствий распространилась практика отказа в возврате товара, приобретенного в кредит, навязывания покупки парковочных мест строительными компаниями, реализации мяса с добавками и прочие, ставшие «обыденными», нарушения прав потребителей.
Таким образом, необходимо предусмотреть административную ответственность за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
С учетом вышеуказанных проблем в сфере защиты прав потребителей предлагается следующие пути решения:
1. Введение государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей
В настоящее время Предпринимательским кодексом Республики Казахстан предусмотрен контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, который не в полной мере обеспечивает государственной защитой потребителей в случаях нарушения их прав.
В целях предотвращения появления недобросовестных практик со стороны субъектов предпринимательства, которые отрицательно сказываются на потребителях, предлагается осуществление контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» в части введения контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и наделения уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложению административных взысканий за нарушения законодательства РК о защите прав потребителей.
2. Повышение ответственности субъектов предпринимательства
Законопроектом предусматривается введение ответственности за нарушения законодательства РК о защите прав потребителей, торговой деятельности и технического регулирования, в части:
- заключения с потребителем договора, содержащего условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей;
- необеспечение обмена или возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества в установленный законодательством срок;
- неисполнение субъектами предпринимательства обязательств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Предлагается внесение изменений и дополнений в Кодекс РК «Об административных правонарушениях».
3. Введение механизма общественного контроля
В целях повышения уровня защиты прав потребителей законопроектом предусматривается введение механизма общественного контроля, реализуемого общественными объединениями потребителей. В рамках которого общественные объединения потребителей будут запрашивать необходимую информацию у продавца (изготовителя, исполнителя), посещать места реализации товара (работы, услуги), доступные для потребителей, осуществлять закуп товара (работы, услуги), применять фото-, аудио-, видеофиксацию действий, совершаемых при посещении места реализации товара (работы, услуги), доступного для потребителей, составлять акт посещения места реализации товара (работы, услуги).
По результатам рассмотрения обращения потребителя, в случае установления нарушения права и законных интересов потребителя, общественное объединение потребителей будет принимать одно из решений:
1) обращается с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю убытка (вреда) в добровольном порядке;
2) подает в суд иск об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю убытка (вреда) в случае отказа в удовлетворении претензии или непредставления ответа по истечении десяти календарных дней со дня направления претензии;
3) обращается в государственный орган о принятии мер по выявленным нарушениям.
Данные поправки позволят регламентировать механизм общественного контрольного воздействия в сфере защиты прав потребителей в целях обеспечения прав и законных интересов потребителей.
Также предлагается расширить права общественных объединений потребителей, в части права:
- предъявлять иски в суд в защиту прав и законных интересов потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей, и возмещении ущерба (вреда), причиненного допущенным нарушением, направлять товары, работы и услуги на экспертизу качества и безопасности товаров (работ и услуг);
- публиковать перечень некачественной продукции и ее производителей.
Предлагается внесение изменений и дополнений в Закон РК «О защите прав потребителей».
4. Усиление защиты прав потребителей
В целях обеспечения защиты прав потребителей законопроектом предлагается:
- введение запрета обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг);
- введение запрета обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг) и навязывать приобретение товаров (работ, услуг) в качестве условия исполнения гарантийного обязательства, за исключением товаров (работ, услуг), предусмотренных требованиями изготовителя;
- конкретизировать сроки исполнения требований потребителей, просрочки исполнения которых влекут установленную законом ответственность, сроки возврата стоимости товара и условия возврата;
- признать условия договора, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителей, ничтожными.
Указанные меры в дальнейшем позволят потребителям и общественным объединениям потребителей более качественно защищать права потребителей, а также обеспечат эффективную реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Также предлагается совершенствовать систему изъятия и отзыва товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов и мониторинга, введения обязательности подтверждения фактов оказания услуг населению (оферта, фискальные чеки, типовые договоры) и расширения перечня условий, при которых не допускается заключение договоров, ущемляющих и нарушающих права потребителей.
В связи с этим предлагается внесение изменений и дополнений в Закон РК «О защите правпотребителей».