Целью внешнего контроля качества является создание условий для обеспечения и постоянного повышения качества услуг по аудиту.
Внешний контроль качества проводится аудиторами, осуществляющими свою деятельность в качестве аудитора.
Внешний контроль качества делится на следующие виды:
1) плановые;
2) внеплановые.
Внеплановый внешний контроль качества проводится:
1) в случае получения обращения на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций;
2) в случае несогласия с результатами работы аудиторов и (или) аудиторских организаций;
3) по инициативе аудиторских организаций;
4) по инициативе уполномоченного органа, согласно поступившим обращениям, связанным с деятельностью аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций.
Решение о необходимости проведения внепланового внешнего контроля качества по обращению на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций выносится после рассмотрения фактических данных, изложенных в обращении.
Сроки проведения планового внешнего контроля качества по каждой аудиторской организации определяются комитетом по контролю качества и (или) соответствующей профессиональной аудиторской организацией в соответствии с утвержденным внутренним планом. При этом сроки проведения проверки внешнего контроля качества контролерами в комитете по контролю качества и в профессиональной аудиторской организации не превышают 10 (десяти) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 2 (двух) месяцев. В случае запроса уполномоченного органа, сроки проведения проверки внешнего контроля качества контролерами не превышают 7 (семи) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества – не более 15 (пятнадцати) рабочих дней.
Для проведения проверки аудиторских и профессиональных аудиторских организаций учитывается наличие одного из следующих критериев:
1) результаты предыдущих проверок внешнего контроля качества;
2) результаты проверок уполномоченного органа и (или) профессионального совета;
3) несоблюдение Кодекса этики;
4) наличие обращений (жалоб);
5) имеется информация, полученная из государственных органов и (или) других источников.