Критерии оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан с 1 января 2023 года изменят Совместным приказом от 12 декабря 2022 года, сообщает Учет.kz.
В рамках сокращений требований к бизнесу отменены проверочные листы за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан:
- в отношении организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, торговля, услуги по проживанию и питанию);
- в отношении организаций непроизводственной сферы, работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях.
Оценки степени рисков добавлены новыми критериями, в том числе и из отмененных проверочных листов:
-
Сообщение о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду, в местный орган по инспекции труда;
-
Наличие рабочего оборудования, соответствующего нормам безопасности, установленным для данного вида оборудования, с соответствующими техническими паспортом (сертификат), знаками предупреждения и ограждениями или защитными устройствами для обеспечения безопасности работников на рабочих местах;
-
Предоставление работникам перерыва для отдыха и приема пищи;
-
Предоставление внутрисменных и специальных перерывов;
-
Соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий, предусматривающее затребовать от работника объяснение в письменной форме, ознакомление работника с актом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания под роспись;
-
Выдача по требованию работника (в том числе бывшего) в течение пяти рабочих дней с момента обращения справки с указанием специальности (квалификации, должности), времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию, содержащую сведения о квалификации работника и его отношении к работе;
-
При ликвидации, банкротстве работодателя – юридического лица, прекращении деятельности работодателя – физического лица при наличии задолженности перед работником выдача справки о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом;
-
Представления центру занятости населения информации о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя – физического лица либо ликвидацией работодателя – юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя;
-
Направление центру занятости сведения о наличии вакансий в течение пяти рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты;
-
Своевременное извещение центра занятости населения о приеме на работу или отказе в приеме на работу.
-
Отсутствие трудовых договоров в отношении работников;
-
Невнесение работодателем информации о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения в части реквизитов работника и работодателя, работы по определенной специальности, профессии, квалификации или должности (трудовую функцию), места выполнения работы, срока трудового договора, даты начала работы, даты заключения и порядкового номера в единую систему учета трудовых договоров.
Они теперь переходят из значительного нарушения в категорию грубых.
Теперь проверки будут проходить в зависимости от степени риска.
Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска (далее – степени риска):
1) высокий риск - при показателе степени риска от 71 до 100 включительно - проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка;
2) средний риск - при показателе степени риска от 31 до 70 включительно - проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка;
3) низкий риск - при показателе степени риска от 0 до 30 включительно - проводится внеплановая проверка.
1) высокий риск - при показателе степени риска от 71 до 100 включительно - проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка;
2) средний риск - при показателе степени риска от 31 до 70 включительно - проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка;
3) низкий риск - при показателе степени риска от 0 до 30 включительно - проводится внеплановая проверка.
По объективным критериям к высокой степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность в следующих видах экономической деятельности, с высокой вероятностью причинения вреда жизни или здоровью человека, законным интересам физических лиц:
- горнодобывающая промышленность и разработка карьеров;
- электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование;
- обрабатывающая промышленность;
- строительство;
- транспорт и складирование;
- водоснабжение, канализационная система, сбор и распределение отходов;
- информация и связь;
- сельское, лесное и рыбное хозяйство.
По объективным критериям к средней степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, торговли, предоставления услуг по проживанию и питанию.
По объективным критериям к низкой степени риска относятся субъекты контроля непроизводственной сферы, работники которых осуществляют трудовую деятельность в офисных помещениях.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
В целях освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля учитываются смягчающие индикаторы.
К смягчающим индикаторам относятся:
1) наличие аудио- и (или) видеофиксации с передачей данных в онлайн-режиме;
2) наличие датчиков и фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственных органов (датчики воды, датчики фиксации выбросов в атмосферу);
3) наличие у субъекта контроля, выдаваемого в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, сертификата доверия, подтверждающего, что деятельность работодателя соответствует требованиям трудового законодательства Республики Казахстан.
Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степенью риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля.