Учёт

В Правила возврата превышения НДС внесены изменения

3795

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 марта 2024 года № 137 внесены изменения и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска», сообщает  Учет.kz.

Настоящий приказ вводится в действие с 26 марта 2024 года. 

Целью приказа является определение условий формирования аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств, суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей к возврату при установлении нарушений по определенным категориям налогоплательщиков, а также определены признаки риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Правила отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату, и выявления следующих рисков:

  • риска неисполнения налоговых обязательств;
  • риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

Результатом формирования отчета является многоуровневая схема взаиморасчетов между услугополучателем с поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.»;

Отчет «Пирамида» формируется по всем уровням поставщиков услугополучателя, за исключением случаев:

· установления поставщика, у которого общая сумма НДС по выписанным счет-фактурам за налоговый период не превышает 300-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату формирования отчета «Пирамида»;

·  установления самого услугополучателя, по которому формируется отчет «Пирамида».

По услугополучателю, состоящем на горизонтальном мониторинге, отчет «Пирамида» формируется исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

Услугодатель формирует отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

Согласно Правилам непосредственными поставщиками признаются:

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги проверяемому услугополучателю;
  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанные стороны.  

В целях настоящих Правил взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий: 

1) одно лицо является крупным участником другого лица;

2) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим;

3) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;

4) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица;

5) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица;

6) физическое лицо является руководителем юридического лица, указанного в подпунктах 2) – 5) настоящего пункта, за исключением независимого директора акционерного общества. 

Согласно Правилам, риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

К таким признакам относятся наличие на различных уровнях поставщиков:

  • которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;

  • регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;

  • в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

  • сделки, которые судом признаны недействительными.»; 

Согласно внесенным дополнениям в Правила при подтверждении достоверности суммы превышения НДС, признаки установленные в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, не учитываются как риски применения схем уклонения от уплаты налогов следующими поставщиками:

1) в отношении которых отменено ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии с пунктом 4 статьи 120-1 Налогового кодекса, подтвержденное сведениями информационных систем на дату вынесения предварительного решения по административному делу, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 73 АППК.

2) в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям по статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан на дату получения сведений органа уголовного преследования о статусе уголовного дела.

3) устранившего нарушения в цепочке поставки товаров, работ, услуг, в том числе признания сделки действительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

4) по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» приходятся на налоговые периоды, по которым услугополучателем, состоящим на налоговом мониторинге, не предъявлено требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 431 Налогового кодекса.

5) осуществляющего поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

6) осуществляющего поставку услуг связи;

7) являющегося недропользователем, осуществляющим деятельность на основании соглашения (контракта) о разделе продукции, заключенном с Правительством Республики Казахстан или компетентным органом;

8) состоящим на налоговом мониторинге, в том числе крупных налогоплательщиков и на горизонтальном мониторинге;

9) являющимся национальным управляющим холдингом, национальным холдингом, национальной компанией, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 года № 376 «Об утверждении перечня национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний».

10) являющимся производителем товаров собственного производства.

Производителем товаров собственного производства признается:

  • налогоплательщик, включенный в Перечень производителей товаров собственного производства;

  • производитель товара, приобретенного услугополучателем (за исключением производителей шкур крупного и мелкогорогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), установленный по результатам встречной проверки, проводимой в соответствии с параграфом 2 главы 4 настоящих Правил.

Производителем товаров собственного производства в рамках настоящих Правил является поставщик, признанный производителем в течение всего проверяемого периода услугополучателя.

11) являющимся поставщиками последующих уровней налогоплательщиков, указанных в подпунктах 5), 6), 7), 8), 9) и 10) настоящего пункта.

При этом ОГД, назначивший тематическую проверку, не позднее 5 рабочих дней после завершения тематической проверки направляет сведения о признаках, установленных в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, по поставщикам, указанным в подпунктах 5), 6), 7), 8), 9), 10) и 11) настоящего пункта для проведения налогового контроля в ОГД по месту их нахождения.»;

Встречная проверка по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком также назначается в следующих случаях, если поставщик:

1) при расчете в наличной форме с услугополучателем превысил минимум, установленный статьей 402 Налогового кодекса;

2) является плательщиком НДС, относившим в зачет НДС в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса;

3) является плательщиком НДС, снятым с учета в отчетном налоговом периоде и не отразившим в ликвидационной отчетности облагаемый оборот в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса;

4) является посредником (агентом, комиссионером или поверенным);

5) является экспедитором;

6) включен в список, представляемый услугополучателем в качестве поставщика товаров собственного производства.

Положения настоящего пункта не применяются по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком – налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу. Подтверждение достоверности сумм НДС по  операциям  с налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу, производится ОГД, назначившим тематическую проверку, на основании данных налоговой отчетности и (или) информационной системы электронных счетов-фактур, имеющихся в налоговых органах.».