Учёт

Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС

1911

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07 февраля 2018 года № 25 (далее – Решение № 25) утратило силу Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 330 «О Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза».


В соответствии с Решением № 25 фактический вывоз товаров с таможенной территории  Евразийского экономического союза подтверждается «электронным подтверждением» - электронным сообщением  органа места убытия, которое направляется в информационную систему таможенного органа государства – члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товара.


Указанный порядок исключает обращение бумажных носителей деклараций на товары, и не требует их заверения в таможенном органе выпуска.

Согласно пункту 5 статьи 152 Налогового кодекса, в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящим Кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.


При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 386 Налогового кодекса «Оборот по реализации товаров на экспорт», декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров.


При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной настоящим пунктом, представление документов, установленных подпунктами 2), 3) и 6) пункта 2 и подпунктами 1) и 2) пункта 3 настоящей статьи, не требуется.

Согласно пункту 5 Решения № 25, в случае отсутствия информации о вывозе товаров в информационной системе центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров, декларант либо уполномоченное им лицо в целях подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза обращается в таможенный орган выпуска с мотивированным обращением, поданным в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, в произвольной форме.

При получении информации об отсутствии электронного подтверждения должностное лицо таможенного органа выпуска направляет в информационную систему таможенного органа места убытия электронный запрос и на основании полученных сведений таможенный орган выпуска направляет декларанту или уполномоченному им лицу информацию о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Союза либо об отсутствии такой информации в письменном или электронном виде. 


В связи с принятием Решений № 25 от 07 февраля 2018 года и №144 от 28 августа 2018 года, сведения о фактическом вывозе товаров подтверждаются таможенным органом посредством ИС «АСТАНА-1», модуль по подтверждению экспорта реализован с февраля месяца 2019 года.


ДГД по ЗКО



Қазақстан Республикасының 2017 жылғы 26 желтоқсандағы № 123-VI Заңымен қабылданған "Қазақстан Республикасындағы кедендік реттеу туралы" Қазақстан Республикасы Кодексінің (бұдан әрі – Кодекс) 11-бабына сәйкес кеден органдары қызметінің негіз қалаушы қағидаттарының бірі заңдылық болып табылады.

Кодекстің 65-бабында тауарлардың кедендік құны Еуразиялық экономикалық одақтың кедендік шекарасынан бастапқы өту кезінде анықталатыны және мұндай тауарларға қатысты кедендік рәсім алғаш рет мәлімделгені көрсетілген.

Әкелінетін тауарлардың кедендік құнының негізі осы тауарлармен мәміленің құны мәні барынша мүмкін болған дәрежеде тиіс, әкелінетін тауарлармен жасалатын мәміле құны жөніндегі әдіс (1-әдіс).

Өз кезегінде, атап айту керек, бұл тауарлардың кедендік құны және оны айқындауға негізделуі тиіс дұрыс, сан жағынан айқындалатын және құжатпен расталған ақпарат.

Мәлімделген кеден құны расталмаған және әкелінетін тауарлардың кедендік құнын олармен мәміле құны бойынша айқындау мүмкін болмаған жағдайда, тауарлардың кедендік құны мынадай әдістер бойынша айқындалады: - бірдей тауарлармен мәміле құны (2 - әдіс); - біртектес тауарлармен мәміле құны (3 - әдіс); - шегеру әдісі (4-әдіс); - қосу әдісі (5-әдіс); - дәйекті қолданылатын резервтік әдіс (6-әдіс).

Сонымен бірге, тауарлардың кедендік құнына бақылау жүргізу кезінде қаралатын мәміленің шарттары мен мән-жайлары, әкелінетін тауарлардың физикалық сипаттамалары, сапасы мен беделі туралы мәліметтерді қоса алғанда, әкелінетін тауарларға қатысты қолда бар мәліметтермен барынша ықтимал дәрежеде салыстырылатын кеден органының иелігіндегі ақпарат пайдаланылады.

Тауарлардың қайта белгіленген кедендік құнымен келіспеген жағдайда, Сіз Кодекстің 21-бабына сәйкес кеден органдарының шешіміне шағым беру (даулау) құқылы.

БҚО МКД