Учёт

Поддержка малого и среднего бизнеса

3803

В РГ "Казахстанская правда» вышла статья уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Рустама Журсунова по мерам защиты бизнеса в пост-карантинный период, сообщает Учет.kz

Президент Касым-Жомарт Токаев озвучил в Послании-2020 ряд задач, призванных поддержать малый и средний бизнес.

Средний класс – основа экономики развитых государств. Поэтому и Казахстан уделяет самое пристальное внимание его формированию. Тем более это важно делать в условиях пандемии.

– Бизнес не оправился от тяжелых последствий коронавирусных ограничений, поэтому необходимо продолжить его всестороннюю поддержку, – считает уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

По его словам, во время ЧП было принято множество налоговых послаблений, положительно сказавшихся на состоянии малого и среднего бизнеса. Среди них – освобождение некоторых отраслей от налога на имущество, отсрочка налоговых платежей, отказ от мер принудительного взыскания налогов и другое. Популярной мерой стало освобож­дение от налогов и платежей из фонда оплаты труда. Для малого и среднего бизнеса освобождение длилось 6 месяцев, для крупного – 3 месяца. Но такой мерой смогли воспользоваться лишь часть пострадавших отраслей.

Поэтому очень важно, что Президент в своем Послании 1 сентября поручил до конца года освободить МСБ от отчислений во внебюджетные фонды из фонда оплаты труда (социальные и пенсионные отчисления, а также отчисления в Фонд обязательного медстрахования).

Требуется внимание

Теперь, по убеждению Рустама Журсунова, важно определить все пострадавшие подотрасли МСБ и не оставить без внимания ни одно, даже самое мелкое, производство. В этом ключе остается ряд не проясненных моментов о том, как лучше реализовывать обозначенные государством меры поддержки.

Немало вопросов касается приостановления начисления аренд­ных платежей по государственному имуществу и имущест­ву субъектов квазигоссектора. Сейчас освобождение от аренды предоставляется с 1 сентяб­ря. Арендаторы недовольны тем, что за период с 20 июня по 1 сентяб­ря их вынуждают оплачивать аренду, несмотря на локдаун и отсутствие фактической деятельности.

К тому же часть субъектов квазигоссектора вопреки поручению Главы государства отказывается освобождать арендаторов от платы за наем имущества.

А вот еще один пример. Недавно в Палату предпринимателей Павлодарской области поступили обращения от бизнесменов о несогласии с начислением процентной ставки за время предоставленной отсрочки по банковским займам. Субъектами бизнеса были оформлены займы в банках второго уровня и мик­рофинансовых организациях. Вследствие введения режима чрезвычайного положения и дальнейших карантинных мер предпринимательская деятельность данных субъектов приостановлена до настоящего времени. В результате предприниматели испытывают финансовые затруднения.

В то же время, по утверждению Рустама Журсунова, отсрочка по кредитам, предоставленная банками МСБ, увеличивает размер ежемесячного платежа, а заемщик не имеет возможности пролонгировать договор с банком. Нередко предприниматели берут потребительские кредиты для целей бизнеса, хотя возможность отсрочки таких кредитов действующими нормами не преду­смотрена.

Предприниматели не имеют возможности посвящать время запутанным банковским процедурам, которых значительно больше, чем в системе государственного управления. Для бизнесменов терять от 1 до 3 месяцев драгоценного времени – непозволительная роскошь. К тому же банки выдвигают жесткие требования к залоговому имуществу.

Что касается малого бизнеса, ситуация еще сложнее. Им легче быстро оформить кредит на физическое лицо по линии пот­ребительского кредитования по завышенной ставке, нежели обивать пороги банков с большим количеством документов и доказывать свою платежеспособность, предоставлять банку план развития своего бизнеса, прогноз доходов и еще множест­во документов.

Есть факты, когда банки и мик­рофинансовые организации в целях взыскания задолженности по кредитам МСБ обращаются к судебным исполнителям. В таком случае налагается арест на все имущество предпринимателя, не принимая во внимание, что стоимость имущества намного превышает сумму займа. Тем самым парализуется вся деятельность бизнесмена.

Как показывает практика, банки не всегда заинтересованы в кредитовании МСБ. С их позиции - много возни при малых суммах и высоких рисках.

Для сравнения приведем американский опыт поддержки МСБ. В США действует государственная программа А7, в рамках которой малый и средний бизнес может рассчитывать на беззалоговый кредит для развития бизнеса. При этом государство выступает гарантом 90% средств.

Все госпрограммы подчинены правительственным стратегиям развития и четко согласуются со всеми финансовыми институтами.

Отдельно следует сказать о государственной программе «104» в США, которая позволяет малому и среднему бизнесу, занятому на производстве, получить до 1 млн долларов на развитие производства сроком до 20 лет.

Системные меры

Последствия коронавирусных ограничений окажутся очень серьезными для всего предпринимательства. Поэтому эксперты говорят о необходимости продления налоговых каникул для МСБ, пересмотра механизмов льготного кредитования, снижения процентной ставки и увеличения сроков возврата. Для производственных предприя­тий важно запустить отдельную линию беззалогового льготного кредитования с процентной ставкой не более 3% годовых.

Немаловажным вопросом остается выплата компенсации работникам и предпринимателям, которые были вынуждены прекратить свою деятельность. По мнению Рустама Журсунова, важно пересмотреть подходы к выплате этой суммы, поскольку ее не получили многие предприниматели, чья деятельность была ограничена именно из-за коронавируса.

Согласно данным опроса, проведенного НПП «Атамекен», бизнес во время коронавирусных ограничений сократил порядка 87 тыс. работников, это около 16% от общей численности опрошенных на предприятиях.

В опросе приняли участие 70 тыс. субъектов бизнеса, то есть более 9% от их количества в наиболее пострадавших секторах экономики. Наибольшие сокращения наблюдаются в Туркестанской, Кызылординской, Мангистауской областях и в Шымкенте – порядка 25–35% от общей численности.

В отпуск без сохранения заработной платы были отправлены около 97 тыс. работников (17% от их общего количества).

Больше всего сотрудников были отправлены в отпуска без содержания в Кызылординской, Туркестанской, Мангис­тауской, Павлодарской и Западно-Казах­станской областях – около 23–32% от общей численности.

Видимо, не все сумеют транс­формироваться под новые реалии, традиционный бизнес постепенно будет уходить в прошлое, появятся новые ниши на рынке и подходы к работе. Большую роль должен сыграть инновационный сектор МСБ.

В Послании Президент объявил о необходимости изменения регуляторной политики. Регулирование «с чистого листа» предполагает кардинальный пересмотр всего массива госрегулирования.

– На наш взгляд, следует провести ревизию всех требований к бизнесу. А их в стране 13,5 тысячи, и это не считая норм, содержащихся в техрегламентах и СНиП, – говорит Рустам Журсунов. – Также необходимо провести ревизию отчетности, реформировать госконтроль и разрешительную систему.

По его словам, пора внедрять рейтинг клиентоориентированности госорганов. В этом процессе необходима независимая сторона, которая будет давать объективную оценку работе гос­органов (доступность информации для бизнеса, состояние сайтов, порядок оказания госуслуг).

Ограничительные меры по-прежнему существенно влияют на бизнес, на возможности его развития. Сейчас основная забота предпринимателей – как бы удержаться на плаву. Речь зачастую не идет об увеличении мощностей, дальнейшем планировании своей деятельности. Остаться бы на рынке… Самое главное для предпринимателя сегодня – пройти этот посткоронавирусный период. Все резервные средства уходят на латание финансовых дыр, удержание сотрудников, выплату заработных плат, погашение своих обязательств перед третьими лицами.

Часть предприятий МСБ, по мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей, скорее всего, уже не восстановится.

Опрос Нацпалаты был дополнен оценками предпринимателей воздействия карантина на бизнес. По этому вопросу опрошены свыше 55 тыс. человек. Из них 10% отметили высокую вероятность закрытия бизнеса и сокращения работников.

Наибольшие опасения у бизнеса в сфере общественного питания (15%), развлечения и отдыха (14%), туризма (13%), образования (11%). При этом 23% предпринимателей отмечают полное отсутствие доходов.

Наиболее тяжелая ситуация у бизнеса в сфере развлечений и отдыха (30%), общественного питания (29%), образования (28%), услуг населению (25%).

Очевидно, что у Правительства нет существенных ресурсов на кардинальные меры поддержки в случае введения повторного локдауна. Сейчас, в отличие от марта, должна быть проведена точечная работа, которая в первую очередь должна учитывать отраслевую специфику.

То есть необходимо принять во внимание специфику каждой отрасли, ее узкую специализацию и те риски, которые может повлечь за собой продолжение деятельности предприятий.

Помощь должна быть оказана тем, кто реально нуждается в ней – наиболее пострадавшим предприятиям. Многие страны вновь закрываются, очевидно, что риски возобновления карантина высоки, медлить нельзя.

Улучшить законодательство

Курс на диверсификацию экономики и развитие предпринимательства, в более глобальном смысле – вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира, обозначенный Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым, должен быть продолжен, несмотря на коронавирусные ограничения и потери.

– Сегодня все взгляды оказались прикованы к вопросам экономического реформирования в стране, – говорит Айман Жусупова, эксперт Института мировой экономики и политики при фонде Нурсултана Назарбаева. – Как
подчеркнул Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу, длительный нефтяной суперцикл завершается, и потому создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики является не просто необходимостью, но и вопросом выживания страны, «безальтернативным путем».

В Послании также нашло отражение положение о необходимости пересмотра общественного договора, о чем не раз заявляли казахстанские эксперты. В частности, анонсированный Президентом новый курс экономической политики будет базироваться, в том числе, и на справедливом распределении благ и обязанностей, честной конкуренции, открытии рынков для нового поколения предпринимателей.

При этом пунктом номер один новой экономической политики является ведущая роль малого и среднего бизнеса.

Учитывая, что сегодня около двух третей обработанных товаров завозится из-за рубежа, важнейшей задачей, стоящей перед Казахстаном, является полное раскрытие своего промышленного потенциала.

Для реализации этой задачи будут, во-первых, пересмотрены законодательные акты, регулирующие сферу, формат поддерж­ки промышленных предприятий. Акцент будет сделан на обеспечении цельности и взаимоувязке мер поддержки.

Чрезмерное количество поддерживаемых государством проектов должно измениться на точечные меры, расширен инструментарий, а также будет обеспечена стабильность законодательных условий на весь срок реализации проектов.

По словам Айман Жусуповой, казахстанские бизнесмены не раз констатировали проблемы с законодательством, регулирую­щим сферу МСБ: не гармонизированное законодательство, пос­тоянная смена «правил игры» для инвесторов, что не дает им нужных гарантий.

Потому решение об обеспечении стабильности законодательных условий на весь срок реализации проектов является ожидаемым и важным.

Изменить структуру производства

Согласно Посланию, будут более четко определены стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты.

Так, Президент обратил внимание на сектора, которые требуют первоочередного развития, в их числе нефтехимия, производство стройматериалов, продуктов питания. И здесь важнейшую роль должен сыграть МСБ.

К примеру, одно рабочее место в строительстве создает еще 4–8 в смежных отраслях. С развитием строительной отрасли будут развиваться производство строительных материалов и соответствующего оборудования, машиностроительная отрасль, металлургия и металлообработка, производство стекла, энергетика, бытовые услуги.

Экономисты, анализируя ситуацию в стране, подчеркивают, что в текущих геополитических реалиях в стране должна быть максимально капитализирована и изменена структура производства во всех отраслях. Видоизменение отраслевой структуры в сторону более прогрессивных, технически и технологически сложных видов услуг окажет серьезное влияние на характеристики как малого и среднего предпринимательства, так и в целом сервисного сектора экономики.

Пока же результаты исследования малого и среднего бизнеса показывают, что сектор услуг является доминирующей сферой деятельности с долей в 75%. Инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса полностью не раскрыт. Наиболее привлекательным сектором для инвестирования для него остаются отрасли транспорта и складирования.

Между тем Казахстану необходимо, к примеру, наладить современное производство на рынке цветных металлов, сделать его более разнопрофильным, занять нишу как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Поэтому в Послании народу Глава государства анонсировал запуск программы экспортной акселерации, направленной на средние несырьевые предприятия, чтобы обеспечить целевую поддержку от идеи до результата.

Пока же существующие инструмен­ты поддержки не учитывают в целом различий между малым и средним бизнесом и непропорционально смещены в сторону развития индивидуального и микропредпринимательства.

Кроме того, для предпринимателей более выгодным становится оставаться в категории малого бизнеса, для которого, в свою очередь, фискальная и адми­нистративная нагрузка в связи с принимаемыми мерами находится на относительно низком уровне. Другими словами, нежелание рисковать и искусственное сдерживание развития бизнеса ограничивает возможности для роста предпринимательского сектора в целом.

Таким образом, важность приобретает формирование стимулирующей модели акселерации роста малых и средних предприя­тий на разных этапах жизненного цикла.

Большим подспорьем для казахстанских производителей будет реализация поручения Президента в Послании об обеспечении полноценного доступа обрабатывающих предприятий к отечественному сырью по приемлемым ценам.

В числе мер, которые могут дать импульс развитию малого и среднего бизнеса в стране, – обеспечение прозрачности и доступности для рядовых предпринимателей регулируемых закупок, объем которых составляет около 15 трлн тенге, или пятую часть ВВП, увеличение закупа казахстанского содержания. С этой целью Президент поручил до конца года разработать единый закон, распространяющийся на все закупки квазигоссектора.

Все эти меры призваны увеличить к 2025 году долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 35%, а число занятых – до 4 млн человек. Общей задачей по отрасли, как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, является увеличение объемов производства в обрабатывающей промышленности как минимум в 1,5 раза за 5 лет.

Программа «Экономика прос­тых вещей», которая позволит насытить внутренний рынок отечественными товарами, также направлена на поддержку МСБ. Запущенная программа льготного кредитования отраслей обрабатывающего сектора позволит создать производство порядка 250 промышленных товаров ежедневного пользования. Доля импорта продукции «экономики простых вещей» будет снижена с 59% до 37%.