Учёт

Почему бизнес отказывается от сотрудничества с государством?

3123

Желание снять нагрузку с государственного бюджета и переложить ее на бизнес, отраженное законодательными нормами от 2 января текущего года, привело к резкому сокращению интереса предпринимателей к сотрудничеству с государством, сообщает Учет.kz со ссылкой на НПП "Атамекен".

Изменения, принятые Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста», привели к обратному эффекту. Бизнес стал отказываться от сотрудничества с государством.  


«Если оставить ситуацию как есть, на следующий год мы можем потерять государственно-частное партнерство как таковое. В том виде, в котором новые поправки присутствуют в законодательстве, они носят достаточно жесткий характер.  Когда мы рассматривали ситуацию в Парламенте, то боролись с теми явлениями, которые подвергались критике: что механизм финансирования ГЧП фактически превратился в еще один государственный долг. И депутаты пытались исправить этот перекос. Но практика нормоприменения показывает, что мы из одной крайности кинулись в другую. Поэтому ситуация требует срочного обсуждения и срочного принятия мер», - признал председатель Совета депутат Мажилиса Аманжан Жамалов, выслушав информацию предпринимателей о ситуации с реализацией проектов ГЧП.


Согласно новой законодательной норме, для участия в отборе на проект государственно-частного партнерства, компания должна показать на своих счетах не менее 20% от стоимости проекта. И не просто показать, а фактически заморозить эти средства, терпеливо ожидая, когда государство проведет все свои процедуры и объявит результаты конкурсного отбора.

«Реакция бизнеса была незамедлительной, и в НПП «посыпались» обращения о снижении инвестиционной привлекательности проектов ГЧП», - отметил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нариман Абильшаиков.


Если в первом квартале 2019 года было заключено 30 договоров по принципу ГЧП, за аналогичный период 2020 года - 28, то в первом квартале этого года в 2,5 раза меньше, только 12 договоров.

Вопросы вызвали также нормы по ограничению сумм всех выплат государственных обязательств по проектам ГЧП, внедрение «возвратного ГЧП» и аукциона как нового способа присуждения контракта ГЧП.


«Цели введения поправок понятны – ограничение бездумного расходования бюджета – но сами законодательные нормы требуют дополнительной проработки», - подчеркнул Нариман Абильшаиков.


Представители бизнеса отметили, что замораживать 20% собственных средств это нерентабельно.


«Нормы должны быть гибче для социальных проектов», - сказал Нурбол Кузембаев, представитель частной компании "RenEll Co Ltd".


Представители акиматов отметили, что новые нормы приостановили реализацию проектов в регионах.


«Эти вопросы обсуждались на прошлых заседаниях Совета, но не в той плоскости, в которой они нашли отражение сегодня в законодательстве. Что руководило министерством при назначении цифры 20%», - задал вопрос депутат Мажилиса Аманжан Макаримович.


Вице-министр национальной экономики Алишер Абдыкадыров согласился, что ГЧП решает острые социальные вопросы государства.


«Чуть-чуть перекрутили и отчасти получили обратный эффект. На согласовании у министра экономики находится приказ, который отложит ввод законодательных нововведений в отношении ГЧП на один год. За это время мы хотим выработать полный комплекс мер, который позволит механизму ГЧП заработать в полную силу, а не очередные точечные правки», - сказал Алишер Абдыкадыров.


Министерство готово к обсуждению данных вопросов и системно выработать единую позицию.

«Вы должны в ближайшее время разработать поправки, и мы могли бы инициировать депутатской инициативой. Новые нормы требуют корректировки», - сказал Аманжан Жамалов.


Как отметила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова, больше всего проектов ГЧП в сфере образования.


«Механизм ГЧП очень привлекателен. Школы строятся за счет частных средств. Из 7000 школ порядка 3000 построены в 1903 годах. Увеличивается контингент детей, в прошлом году родилось больше 400 тысяч детей. Инфраструктура сферы образования не готова. Государство плохой менеджер в строительстве школ. Государство не успевает строить школы. Для нас крайне важно, как можно быстрее построить школы. Нам нужно быстрее менять подходы ГЧП», - сказала Бибигуль Асылова.

«К этой проблеме надо особо подойди и минимизировать все проблемы, которые существуют в сфере ГЧП. Если мы это не реализуем, мы не построим 800 школ. Надо подойти к вопросу оперативно», - сказал Аманжан Жамалов.


В заключение депутат Мажилиса отметил, что проблемы, поднимаемые депутатами по ГЧП, должны обсуждаться на площадке Совета.


«Сегодня ГЧП уже не должно рассматриваться как замена госзакупок либо способ экономии бюджета. Настало время трансформировать подходы к оценке эффективности проектов ГЧП по отношению к бюджету. Главным результатом сотрудничества государства и бизнеса должен стать эффект от реализации проектов ГЧП, который сможет увидеть и ощутить на себе каждый гражданин. Всю работу по ГЧП надо проводить системно. Мы, как представители законодательной ветви власти, готовы взять на себя обязательства по внесению изменений в законодательство», - резюмировал Аманжан Жамалов.

«До конца мая завершить работу по систематизации и юридическому оформлению всех предложений и инициировать законопроект, а до конца года принять его», - поставил задачу председатель Совета Аманжан Жамалов.


Совет по мониторингу проектов ГЧП создан для общественного мониторинга государственно важных проектов и выработки предложений по системным вопросам, требующим законодательных изменений.

В обновленный состав Совета вошли депутаты Парламента РК, представители Антикоррупционной службы, Генеральной прокуратуры, депутаты маслихатов, Председатели Региональных советов и представители бизнеса.