Учёт

Ожидается усиление мер контроля за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны

1191

Глава государства в своем Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» отметил, что «нужен надежный контроль за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны. По экспертным оценкам, в тени находится около трети валового внутреннего продукта страны – огромный потенциал для повышения доходов бюджета», сообщает Учет.kz

В этой связи, Правительством Республики Казахстан разработан Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» (далее – ОНП). В пункте 37 ОНП указано, что необходимо принятие мер по усилению мер контроля за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны.

В связи с этим КГД МФ РК подготовил Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании», согласно которому планируется:

  • Совершенствование требований к трехуровневой отчетности, в соответствии с рекомендациями ОЭСР по шагу 13 BEPS.

Обязанность по представлению местной отчетности будет возложена на налогоплательщиков, совершавших сделки с нерезидентами - взаимосвязанными сторонами, у которых размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Основной выгодой данного решения для органов государственных доходов является расширение дистанционного контроля международных деловых операций. Кроме того, данное решение не приведет к дополнительным издержкам для органов государственных доходов, так как снизится количество выездных налоговых проверок. Снижение данных проверок положительно отразится для налогоплательщиков, так как это снизит их административные издержки.

  • Устранение освобождения от контроля по трансфертному ценообразованию сделок, совершенных на товарных биржах.

Сделки, совершенные на товарных биржах, рынок назначения которых находится вне территории Республики Казахстан будут подлежать контролю по трансфертному ценообразованию. Это снизит риск продажи ресурсов за рубеж по сниженным ценам, что увеличит сумму дохода налогоплательщиков и, соответственно, сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. У  налогоплательщиков, которые совершали экспортные сделки через товарную биржу вновь возникнут обязательства по обоснованию цены, которые они исполняли до 2019 года.

  • Расширение определения взаимосвязанных сторон.

Данное решение позволит устранить отсутствие прозрачности корпоративных структур в целях усиления контроля по выводу капитала по опыту передовых стран. Так у налогоплательщиков, подлежащих контролю по трансфертному ценообразованию будет основание требовать финансовую информацию от контрагентов-нерезидентов для определения рыночных цен. Это позволит органам государственных доходов проводить глубокий анализ для определения рыночной цены. Но для этого налогоплательщики будут обязаны требовать финансовую информацию у контрагентов-нерезидентов, которые признаны взаимосвязанными согласно трансфертному законодательству. В этой связи, данное решение будет налагать административные издержки для данных налогоплательщиков.

  • Применение интерквартильного диапазона.

Данное решение позволит не включать статистические выбросы в итоговый выбор значений, что положительно повлияет на определение рыночной цены. Данное решение позволит увеличить налогооблагаемый доход налогоплательщиков и сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Возможные негативные последствия: налогоплательщики, которые ранее применяли минимальные значения диапазона цен при определении рыночной цены по международным деловым операциям, не смогут продолжить данную практику. В этой связи, данное решение приведет к дополнительным затратам в виде дополнительных сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет

  • Совершенствование применения методов определения рыночной цены.

Данное решение привнесет гибкость при определении наилучшего метода определения рыночной цены, что соответствует руководству ОЭСР по Трансфертному ценообразованию. При этом в законе будут указаны критерии для применения наиболее целесообразного метода. Данное решение позволит уменьшить административные затраты для органов государственных доходов и для налогоплательщиков. Так будет отсутствовать необходимость подготовки обоснования по неприменению других методов определения рыночной цены.