Учёт

Отмена моратория на проверки. Рекомендации Минфину

2287
2 сентября 2021 года Министр финансов предложил отменить мораторий на проверки. Максим Барышев, основатель ГК компаний Учет рассказал, почему не стоит этого делать, сообщает Учет.kz

1. Чем министр аргументирует свое предложение об отмене моратория?
Министр финансов считает, что трехлетний мораторий на проверки, который введен в 2020 году, снизил кассовую дисциплину, и также этим воспользовались недобросовестные предприниматели для того, чтобы безнаказанно уклоняться от налогов.

2. От каких конкретно налогов освободили МСБ?
С 2020 года по 2023 год действует как мораторий на проверки согласно Указу Президента РК, так и освобождение от налогов налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и признаваемых субъектами микро- или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога.
То есть субъекты микро- и малого предпринимательства, работающие по Патенту, Упрощенной декларации, с использованием Фиксированного вычета, сельхозтоваропроизводители и, крестьянские хозяйства, уплачивающие единый земельный налог освобождены от уплаты:
1) корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты);
2) социального налога по Упрощенной декларации;
3) единого земельного налога.

В связи с этим ожидаемого результата от возобновления налоговых проверок не прогнозируется, зато появится коррупционное составляющее (Например, угрозами выписки штрафов за нарушение порядка применения ККМ, хотя в КоАП за данное правонарушение предусмотрено предупреждение), - считает Максим Барышев


3. Какова официальная статистика по потерям дохода бизнеса по разным секторам?
11 марта мы публиковали аналитику по наиболее пострадавшим секторам экономики в связи с пандемией и карантином.
Также ограничения времени работы в Постановлениях санврачей приходится на основное временя работы общепита, торговли и других видов бизнеса. В связи с этим бизнес потерял до 70% своих продаж. Соответственно, на 70% сократилось количество фискальных чеков и конечно сократятся налоги.

4. Общепит во время карантина активно работал на заказах на вынос. Эта прибыль как-то учитывается?
Да, конечно. Все доходы учитываются при расчете налогов одинаково. Но не все рестораны или банкетные залы работали на доставку. Чаще что люди заказывают? Плов, пиццу, суши, бургеры… А вот остальное не особенно пользуется спросом у доставки. Если Вы идете в кафе и ресторан, то закажете первое, второе и компот, на доставку же перечень блюд сокращается.

5. Пандемия продолжается. Каковы ваши прогнозы по развитию и стагнации деятельности МСБ?
Локдаун выходного дня, как видим - продолжается на протяжении нескольких месяцев, а взамен нет поддержки бизнеса.

Необходимо снять карантинные ограничения для всех бизнесов либо рассмотреть возможность поддержки бизнеса. Иначе МСБ закроет свой бизнес, и предприниматели пополнят ряды безработных. - сказал Максим Барышев

И так в связи со снижением дохода многие работодатели отправили своих работников в отпуска без содержания или перевели на неполный рабочий день. Соответственно у людей, снижается покупательская способность и они закупают лишь основные товары для жизнедеятельности, начинают на всем экономить.
6. Какие виды бизнеса оказались невостребованными, какие новые предложения появились на рынке?
Уже полтора года бизнес подстраивается под новые условия. Так наша Группа компаний «Учёт» смогла полностью 100% уйти на «удаленку», но, к сожалению, не все отрасли так могут сделать. Например, производство и строительные работы невозможно оказывать вне объектов и заводов.
Некоторые отрасли практически приостановили свою деятельность. Так, например, киноиндустрия. Ежегодно в Казахстане снималось несколько десятков фильмов собственного производства. Сейчас запускать премьеры фильмов нецелесообразно, так как в кинотеатрах ограничения по количеству зрителей и любой снятый сейчас фильм не окупится.
Также сильно пострадали такие отрасли, как  выездной туризм, торговля, общепит и в целом сфера услуг.
Если говорить о плюсах пандемии, если они конечно есть. То она изменила рынок электронной торговли, которая выросла за полтора года в два раза. Сейчас в Казахстане 970 интернет-магазинов, из которых 60 % находится в Алматы. Оборот электронной торговли по Казахстану составил 12 млрд тенге и 71 % - в Алматы. Также теперь предпочитают онлайн-покупки билетов на ж/д поезда, самолеты.

7. Как регулируется работа тех же курьеров в ресторанах, ведь, насколько мне известно, многие алматинские курьеры неплохо заработали в прошлом году и в первом полугодии текущего года?
Рестораны и кафе могут взять курьеров в штат, либо заключить с ними договоры ГПХ с расчетом по каждой доставке и, соответственно, будут платить за данных физических лиц налоги и социальные платежи.
Также можно заключить договоры со службами доставки, такими как Wolt, Glovo, Яндекс еда, и тогда оплачивать уже за доставку им. Есть еще вариант заключения договоров с интернет-площадками по доставке еды, у которых есть собственная курьерская служба.
Кстати, во время пандемии и карантинных ограничений курьерский бизнес значительно увеличился.

8. Как поддержало государство МСБ в прошлом году? Как поддерживали бизнес в этом году?
В прошлом году, во время объявленного чрезвычайного положения и после него, государством была оказана поддержка МСБ в виде освобождений ИП на общеустановленном режиме от налогов, также отдельных категорий бизнеса освободили от налогов на фонд оплаты труда, от налога на имущество и землю. Также было предоставлена отсрочка по кредитам и возможность реструктуризации займов.
В данный момент, с учетом того, что ситуация с коронавирусом еще более напряженная и ограничительные меры продолжаются, никаких мер поддержки от государства - нет. Правительством отказано в поддержке бизнеса в 2021 году, об этом 24 августа на брифинге заявил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
Конечно, работают стандартные программы по поддержке бизнеса – такие как «Экономика простых вещей», «Дорожная карта бизнеса», «Енбек».
Но нужно понимать, что локдаун продолжается длительный период, а взамен бизнес ничего не получает и несет большие убытки.
В других странах бизнесу возмещаются убытки по вынужденному простою  из-за ограничений. Ведь закрытие бизнеса – это не решение самого предпринимателя, а прописанные карантинные меры в постановлениях санврачей.
Сейчас необходимо внедрить аналогичные меры прямого финансирования пострадавших секторов экономики. Но не стоит забывать и про эффект домино – если один сектор экономики закрывают прямо, то страдают и сопутствующие сферы бизнеса. Так, если есть трудности у предприятия по прокату фильмов, то данное предприятие не будет платить клининговым компаниям, компаниям по обслуживанию оборудования и кондиционеров, аутсорсинговым компаниям и другим.

Поэтому необходимо комплексно прорабатывать меры поддержки и возмещать временный простой, выдавать субсидии, финансировать на оплату труда. Либо необходимо снять все ограничения и дать возможность предпринимателям работать свободно, соблюдая при этом какие-то условия. - предложил Максим Барышев


Бизнес готов и выполняет все возложенные на него обязанности – вакцинирует сотрудников, соблюдает необходимые санитарные нормы. Но сейчас предприниматели находятся в ежедневном ожидании новых постановлений санврачей.

Считаю, что Министру финансов не стоит сейчас показывать свою активность путем внедрения проверок бизнеса, так как это абсолютно противоречит как Указу президента, так и его Посланию.

Малый бизнес в год карантинов и ограничений не должен быть донором бюджета, он отвечает за снятие социальной напряженности. Сейчас ему нужно помочь, оказать поддержку. - заключил Максим Барышев


Вице-министр финансов Марат Султангазиев объяснил, почему Минфин предлагает вернуть проверки малого бизнеса. По его словам, "безответственность предпринимателей сыграла на руку контрабандистам, наводнившим рынок Казахстана нелегальным товаром".