Учёт

Особенности нововведений при проведении таможенных проверок и о налогообложении импорта товаров из стран ЕАЭС

1558

Кроме налоговых проверок работники органов государственных доходов проводят и таможенные проверки. Чем они отличаются от налоговых, каковы порядок и особенности проведения таможенных проверок, а также как осуществляется импорт товаров из стран ЕАЭС, рассказал Евгений Мохов из Департамента государственных доходов по Карагандинской области, сообщает Учет.kz.

Посттаможенный контроль — это форма таможенного контроля, приводимая после выпуска товаров путем проведения таможенной проверки.

Таможенным Кодексом о таможенном регулировании предусмотрены два вида таможенных проверок - камеральная и выездная таможенные проверки.

Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов Республики Казахстан, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица, в том числе по результатам применения системы управления рисками.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

О начале проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган уведомляет проверяемое лицо в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом.

При этом в рамках данного уведомления вправе направлять проверяемому лицу требование по представлению документов и сведений.

Датой начала проведения камеральной таможенной проверки считается день направления уведомления, предусмотренного частью второй настоящего пункта, подписанного руководителем таможенного органа или заместителем руководителя таможенного органа.

Срок проведения камеральной таможенной проверки не должен превышать шести месяцев.

При этом в рамках данного уведомления в адрес УВЭД может быть направлено требование по представлению документов и сведений.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.

Не допускается повторная камеральная таможенная проверка одним и тем же таможенным органом товаров, по которым ранее таможенным органом была проведена камеральная таможенная проверка, за исключением в отношении условно выпущенных товаров, в отношении которых имеются ограничения по пользованию и распоряжению, предусмотренные Налоговым кодексом, также случаев, когда предмет проводимой камеральной таможенной проверки не охвачен предыдущими камеральными таможенными проверками.

В случае непредставления при камеральной таможенной проверке проверяемым лицом по требованию документов, заявленных в таможенной декларации, сведения, заявленные в таможенной декларации на основании таких документов, считаются недостоверно заявленными.

При отсутствии документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, суммы таможенных пошлин, налогов определяются таможенным органом исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и стоимости товаров, которые могут быть определены на основании сведений, имеющихся у таможенного органа.

В случае выявления таможенными органами по результатам камеральной таможенной проверки нарушений в таможенной декларации проверяемому лицу предоставляется право самостоятельного их устранения.

Самостоятельным устранением нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки, признается исполнение требований, содержащихся в уведомлении об устранении нарушений, в том числе путем представления проверяемым лицом документа о внесении изменений (дополнений) сведений в таможенную декларацию, в том числе сведений по таможенной стоимости товаров, при необходимости с приложением копии документов и сведений, подтверждающих уплату таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями.

Хотелось бы отметить, что при самостоятельном устранении нарушений декларант освобождается от привлечения к административной ответственности.  

Срок исполнения уведомления об устранении нарушений по результатам камеральной таможенной проверки составляет не более тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу такого уведомления.

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка, проводимая на основании Предписания, зарегистрированного в органах прокуратуры по месту нахождения юридического лица индивидуального предпринимателя.   

Выездные таможенные проверки подразделяются на:

1) внеплановые выездные таможенные проверки;

2) встречную внеплановую выездную таможенную проверку.

При проведении выездной проверки проверяемому лицу вручается копия Предписания.

Отказ проверяемого лица от получения копии предписания о проведении таможенной проверки, а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. При этом данный срок может быть продлен на месяц.

По результатам проведенной выездной таможенной проверки составляется акт выездной таможенной проверки.

При этом крупным налогоплательщикам, состоящим на мониторинге, а также лицам, заключившим инвестиционные контракты до составления акта выездной таможенной проверки, вручается предварительный акт выездной таможенной проверки.

Кроме того, в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 февраля 2018 года лицу направляется уведомление о проведении проверки, начатой после выпуска товаров, также при необходимости запрашивает и получает документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

 По результатам проверки составляется уведомление о результатах проведения проверки и направляется не позднее пяти рабочих дней лицу, в отношении которого проводится такая проверка.

Датой завершения проверки считается дата составления уведомления о результатах проверки.

В случае выявления нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза или Республики Казахстан к уведомлению о результатах проверки документов и сведений прилагается описание выявленных нарушений, а также копии документов, расчеты, произведенные работником Департамента государственных доходов, и другие материалы, полученные в ходе проверки.

В этой связи напоминаем, что основными товарами, импортируемыми из стран ЕАЭС, являются оборудование, запчасти, химические вещества, строительные материалы и товары народного потребления.

В соответствии со ст.422 Налогового кодекса РК если импорт на территорию Казахстана производится с территории стран ЕАЭС, он подлежит обложению НДС по стандартной ставке 12%. При этом неважно, стоит ли импортер на учете в качестве плательщика НДС или нет – обязанность по уплате налога в этом случае у него возникает по умолчанию. Исключение – товары, освобожденные от НДС. Их перечень указан в статье 451 Налогового кодекса РК.

Оплата НДС на импорт производится до 20 числа последующего месяца в УГД по месту регистрации импортера. Но сделать это необходимо до того, как сдана налоговая отчетность по импорту.

Отчетность представляется на усмотрение налогоплательщика в электронном виде или же в электронном виде и на бумажном носителе.

Также необходимо отметить, что при импорте товаров из стран - членов ЕАЭС необходимо оформление сопроводительной накладной на товары до пересечения границы, т. к. в настоящее время, а именно с 21.12.2020 г., на территории Республики Казахстан проходит Пилот по оформлению СНТ на товары, где импорт товаров является одним из участников Пилотного проекта, который продлится до 1 апреля 2023 г.

Многие налогоплательщики интересуются, освобождаются ли физические лица от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров из стран ЕАЭС. Согласно п. 6 ст. 440 Налогового кодекса косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию РК товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности.

Здесь хотелось бы отметить момент, что Критерии отнесения товаров к импортируемым в целях предпринимательской деятельности утверждены приказом Министерства финансов РК от 1 февраля 2018 года Приказом 104, а именно:

1.      Ввоз товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Казахстан, стоимость которых превышает за календарный год 12-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом Республики Казахстан о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года; на сегодняшний день данная сумма равна 720 000 тенге.

2.      Ввоз товаров в течение 1 (одного) года в адрес физического лица с территории государств - членов ЕАЭС в перечисленном Приказе количестве, например:

изделия из меха (в том числе головные уборы) – более 1 (одного) предмета одного наименования на человека;

мобильный телефон – более 2 (двух) единиц на человека;

планшет – более 2 (двух) единиц на человека;

стационарный, переносной (портативный) компьютер и принадлежности к нему – более 2 (двух) единиц на человека;

ювелирные изделия – более 5 (пяти) предметов на человека;

наручные часы – более 1 (одной) единицы на человека;

велосипед – более 1 (одной) единицы на человека;

мебель – более 10 (десяти) единиц на человека и так далее.

ввоз товаров физическими лицами посредством транспорта, также в виде ручной клади, вес которого в общей массе на одного человека превышает 50 килограммов в течение 1 (одного) месяца, признается товарами, импортируемыми в целях предпринимательской деятельности.

Необходимо отметить, что данные критерии не применяются в отношении товаров, бывших в употреблении.

Немного информации про исключение для юридических лиц, а именно товары, освобожденные от НДС. Импорт, освобожденный от налога на добавленную стоимость в Евразийском экономическом союзе, предусмотрен 451 статьей Налогового Кодекса, в которой расписаны условия и порядок освобождения. Перечень очень большой, в который входят в том числе гуманитарная помощь, материалы для благотворительности, изделия ветеринарного назначения, лекарственные препараты, медицинское оборудование и т. д. Также в этой статье Налогового кодекса указаны освобожденные обороты по реализации.